Владимир Яковлев – один из самых узнаваемых представителей поколения «шестидесятников» и неофициального московского искусства.
Творчество Яковлева трудно вписать в рамки одного жанра и причислить к конкретной художественной школе. Все попытки критиков и кураторов навязать работам художника один из удобных «измов» - неопримитивизм, неоэкспрессионизм – не прижились в истории искусства. Художественную индивидуальность почерка Яковлева невозможно спутать ни с одним явлением русского и западноевропейского искусства.
Владимир Яковлев // Фото Александра Забрина
Будущий художник Владимир Яковлев родился в 1934 году в Балхане на Волге, в 1944 году семья переехала в Москву. Из-за войны Яковлев смог начать свое обучение только в 1945 году, в возрасте одиннадцати лет, но уже в 1949 ему пришлось оставить школу из-за первой госпитализации в психиатрическую больницу им. Кащенко, в которой ему ни раз предстоит оказаться и в будущем. Из воспоминаний друзей и соратников художника, мы знаем, что в клинике для душевнобольных Яковлев оказывался из-за регулярных вспышек депрессии, выражающимися в приступах страха и психологического возбуждения.
Примерно в это же время, в начале 1950х годов, художник начинает терять зрение, которое практически покинет его в 1970х.
Яковлев не мог рассчитывать на официальное трудоустройство, как и на художественное или научное образование. В связи с чем, в 1949 году будущий художник утроился курьером в престижное издательство «Искусство». Сам Яковлев вспоминал, что в школьные годы он «глотал книги», а в начале шестидесятых начал «глотать картины», коллекционируя репродукции и посещая художественные музеи.
Владимир Яковлев. Студент, 1969 Владимир Яковлев. Дочь министра транспорта, 1969
Как и многих молодых художников конца 1950х годов, большое значение на Яковлева оказали международные выставки с участием западных авторов.
Важным событием становится Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году, включавший в себя международную выставку. Именно на ней молодые советские художники впервые могли увидеть абстрактную живопись, не мыслимую в рамках социалистического реализма. Именно этим событием датировано одно из воспоминаний Яковлева: «В 1957 году я впервые начал писать абстрактные картины в стиле лирического экспрессионизма. С 1958 в моей живописи появляются цветы и портреты, написанные не с натуры, но являющиеся плодом моего воображения, - которыми я пытаюсь выразить идею интимности, уюта, магического реализма и те образы, которые каждый из нас носит в себе, подобно воспоминанию о первой любви».
Этим же 1957 годом датирована знаменитая серия пуантели «Портрет ветра». Позднее Яковлев скажет: «В целом я художника портрета ветра и цветов. И все».
Владимир Яковлев. Портрет ветра, 1957.
Большое количество времени будущий классик неофициального искусства проводит в библиотеках – открытые в 1950х годах «спец.храны» хранили в себе большое количество журналов с репродукциями западных художников, что позволяло молодым советским авторам окунуться в неизвестный мир модернистской живописи.
Начиная с 1958 года в живописи Яковлева появляются хорошо узнаваемые сегодня цветы, ставшие, наряду с портретами, визитной карточкой художника.
В это же время Яковлев знакомится с художниками и любителями искусства такими, как Андрей Волконский, Анатолий Зверев, Михаил Гробман, Василий Ситников, Эдуард Штейнберг. Стоит так же упомянуть о сотрудничестве Владимира Яковлева с поэтом Геннадием Айги – художник регулярно делает рисунки к его стихам.
Геннадий Айги и Владимир Яковлев. в 1962 году // Фото В. Сулимова
Первая выставка Владимира Яковлева состоялась благодаря композитору и музыканту Андрею Волконскому, организовавшему квартиник для художников-нонконформистов. Позднее художник стал постоянным участником квартирных выставок. Например, у Евгения Нутовича и других коллекционеров. Первая персональная выставка работ Яковлева состоялась в 1962 году в Московском инженерно-строительном институте, а в 1963 – совместная выставка с Эдуардом Штейнбергом в Музее Ф.М. Достоевского. Последнюю организовал художник и писатель Михаил Гробман, ставший для Яковлева другом и помощником. Одним из первых оценив талант художника, Гробман организовал постоянную экспозицию работ Яковлева в своей квартире в Текстильщиках, способствовал продаже его работ знакомым коллекционерам и иностранцам.
В 1974 году Яковлев стал одним из участников знаменитого пленэра в Измайловском парке, санкционированном властями после разгона не менее известной «бульдозерной выставки». В 1975 году состоялись знаковые для истории искусства выставочные проекты в павильоне «Пчеловодства» и в «Доме культуры» на ВДНХ.
Участники выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. Москва, 1975 // Фото И.Пальмин
В 1975 году в подвале дома на Малой Грузинской расположился Горком графиков. Именно это помещение позднее назовут «островком творческой свободы» в Москве 1970–1980 годов. Владимир Яковлев был постоянным участником проводившихся здесь выставочных проектов, наряду с Ильей Кабаковым, Виктором Пивоваровым, Михаилом Шварцманом, Эдуардом Штейнбергом и многими другими знаковыми художниками. В 1977 году благодаря усилиям Владимира Немухина здесь же проходит персональная выставка художника. В состав экспозиции вошли произведения 1973-1977 года.
Владимир Яковлев и фотограф Владимир Сычев на открытии первой выставки секции живописи Горкома графиков. Москва
Выставка живописи в горкоме художников-графиков. Выставка «10-ти». В. Яковлев, Э. Штейнберг, Э. Дробицкий, А. Харитонов, В. Немухин, М. Плавинская, 1982
В это же время работы Яковлева демонстрируются за рубежом. В том числе в составе знаменитой выставки «Музея русского искусства в Изгнании» Александра Глезера. В 1970м году работы Яковлева были впервые представлены в Германии в галерее Бар-Гера в Кёльне.
Еще при жизни художника в 1994 году персональная выставка Владимира Яковлева состоялась в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу, на которой Яковлев присутствовал лично. Каталог выставки был раскуплен в день открытия.
Из-за проблем связанных со здоровьем психики Владимир Яковлев всю жизнь прожил с родителями в кооперативной квартире, где занимал отдельную комнату, служившую ему и спальней, и мастерской. Отец художника, Игорь Михайлович Яковлев, в юности посещал занятия живописью у Константина Коровина и часто помогал сыну с оформлением работ и их развеской.
Владимир Яковлев с мамой // Фото: С. Борисов
После смерти обоих родителей психологическое состояние Яковлева сильно ухудшилось. Кооперативное жилье пришлось вернуть государству.
Так, с 1984 года, начинается долгий период жизни художника в психиатрических лечебницах. Использовать излюбленную гуашь Яковлеву зачастую запрещали, художник был вынужден работать приемущественно акварелью и цветными карандашами.
В 1988 году режиссер Иосиф Пастернак снимает свой документальный фильм «Чёрный квадрат» о неофициальном искусстве СССР. Благодаря его же статье «Кто спасет Владимира Яковлева» о слепоте художника узнает известный советский врач-офтальмолог Святослав Федоров, который предлагает провести Яковлеву операцию по частичному восстановлению зрения. Долго сопротивляясь, благодаря уговорам друзей и соратников, художник все-таки соглашается и переживает первую операцию в 1992 году. Вслед за ней последует и вторая - в 1995.
Владимир Яковлев подписывает каталог. Москва, интернат № 30, 1987 // Фото: А.Кроник
Несмотря на поддержку коллег и друзей, Яковлев до конца своей жизни практически не покидал психиатрическую лечебницу. Исключением служили короткие «отпуска», проводимые им у Владимира Немухина, Натальи Шмельковой и других соратников.
Владимир Яковлев скончался 10 октября 1998 года и похоронен на Хованском кладбище Москвы.
Владимир Яковлев – один из самых узнаваемых представителей поколения «шестидесятников» и неофициального московского искусства.
Творчество Яковлева трудно вписать в рамки одного жанра и причислить к конкретной художественной школе. Все попытки критиков и кураторов навязать работам художника один из удобных «измов» - неопримитивизм, неоэкспрессионизм – не прижились в истории искусства. Художественную индивидуальность почерка Яковлева невозможно спутать ни с одним явлением русского и западноевропейского искусства.
Владимир Яковлев // Фото Александра Забрина
Будущий художник Владимир Яковлев родился в 1934 году в Балхане на Волге, в 1944 году семья переехала в Москву. Из-за войны Яковлев смог начать свое обучение только в 1945 году, в возрасте одиннадцати лет, но уже в 1949 ему пришлось оставить школу из-за первой госпитализации в психиатрическую больницу им. Кащенко, в которой ему ни раз предстоит оказаться и в будущем. Из воспоминаний друзей и соратников художника, мы знаем, что в клинике для душевнобольных Яковлев оказывался из-за регулярных вспышек депрессии, выражающимися в приступах страха и психологического возбуждения.
Примерно в это же время, в начале 1950х годов, художник начинает терять зрение, которое практически покинет его в 1970х.
Яковлев не мог рассчитывать на официальное трудоустройство, как и на художественное или научное образование. В связи с чем, в 1949 году будущий художник утроился курьером в престижное издательство «Искусство». Сам Яковлев вспоминал, что в школьные годы он «глотал книги», а в начале шестидесятых начал «глотать картины», коллекционируя репродукции и посещая художественные музеи.
Владимир Яковлев. Студент, 1969 Владимир Яковлев. Дочь министра транспорта, 1969
Как и многих молодых художников конца 1950х годов, большое значение на Яковлева оказали международные выставки с участием западных авторов.
Важным событием становится Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году, включавший в себя международную выставку. Именно на ней молодые советские художники впервые могли увидеть абстрактную живопись, не мыслимую в рамках социалистического реализма. Именно этим событием датировано одно из воспоминаний Яковлева: «В 1957 году я впервые начал писать абстрактные картины в стиле лирического экспрессионизма. С 1958 в моей живописи появляются цветы и портреты, написанные не с натуры, но являющиеся плодом моего воображения, - которыми я пытаюсь выразить идею интимности, уюта, магического реализма и те образы, которые каждый из нас носит в себе, подобно воспоминанию о первой любви».
Этим же 1957 годом датирована знаменитая серия пуантели «Портрет ветра». Позднее Яковлев скажет: «В целом я художника портрета ветра и цветов. И все».
Владимир Яковлев. Портрет ветра, 1957.
Большое количество времени будущий классик неофициального искусства проводит в библиотеках – открытые в 1950х годах «спец.храны» хранили в себе большое количество журналов с репродукциями западных художников, что позволяло молодым советским авторам окунуться в неизвестный мир модернистской живописи.
Начиная с 1958 года в живописи Яковлева появляются хорошо узнаваемые сегодня цветы, ставшие, наряду с портретами, визитной карточкой художника.
В это же время Яковлев знакомится с художниками и любителями искусства такими, как Андрей Волконский, Анатолий Зверев, Михаил Гробман, Василий Ситников, Эдуард Штейнберг. Стоит так же упомянуть о сотрудничестве Владимира Яковлева с поэтом Геннадием Айги – художник регулярно делает рисунки к его стихам.
Геннадий Айги и Владимир Яковлев. в 1962 году // Фото В. Сулимова
Первая выставка Владимира Яковлева состоялась благодаря композитору и музыканту Андрею Волконскому, организовавшему квартиник для художников-нонконформистов. Позднее художник стал постоянным участником квартирных выставок. Например, у Евгения Нутовича и других коллекционеров. Первая персональная выставка работ Яковлева состоялась в 1962 году в Московском инженерно-строительном институте, а в 1963 – совместная выставка с Эдуардом Штейнбергом в Музее Ф.М. Достоевского. Последнюю организовал художник и писатель Михаил Гробман, ставший для Яковлева другом и помощником. Одним из первых оценив талант художника, Гробман организовал постоянную экспозицию работ Яковлева в своей квартире в Текстильщиках, способствовал продаже его работ знакомым коллекционерам и иностранцам.
В 1974 году Яковлев стал одним из участников знаменитого пленэра в Измайловском парке, санкционированном властями после разгона не менее известной «бульдозерной выставки». В 1975 году состоялись знаковые для истории искусства выставочные проекты в павильоне «Пчеловодства» и в «Доме культуры» на ВДНХ.
Участники выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. Москва, 1975 // Фото И.Пальмин
В 1975 году в подвале дома на Малой Грузинской расположился Горком графиков. Именно это помещение позднее назовут «островком творческой свободы» в Москве 1970–1980 годов. Владимир Яковлев был постоянным участником проводившихся здесь выставочных проектов, наряду с Ильей Кабаковым, Виктором Пивоваровым, Михаилом Шварцманом, Эдуардом Штейнбергом и многими другими знаковыми художниками. В 1977 году благодаря усилиям Владимира Немухина здесь же проходит персональная выставка художника. В состав экспозиции вошли произведения 1973-1977 года.
Владимир Яковлев и фотограф Владимир Сычев на открытии первой выставки секции живописи Горкома графиков. Москва
Выставка живописи в горкоме художников-графиков. Выставка «10-ти». В. Яковлев, Э. Штейнберг, Э. Дробицкий, А. Харитонов, В. Немухин, М. Плавинская, 1982
В это же время работы Яковлева демонстрируются за рубежом. В том числе в составе знаменитой выставки «Музея русского искусства в Изгнании» Александра Глезера. В 1970м году работы Яковлева были впервые представлены в Германии в галерее Бар-Гера в Кёльне.
Еще при жизни художника в 1994 году персональная выставка Владимира Яковлева состоялась в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу, на которой Яковлев присутствовал лично. Каталог выставки был раскуплен в день открытия.
Из-за проблем связанных со здоровьем психики Владимир Яковлев всю жизнь прожил с родителями в кооперативной квартире, где занимал отдельную комнату, служившую ему и спальней, и мастерской. Отец художника, Игорь Михайлович Яковлев, в юности посещал занятия живописью у Константина Коровина и часто помогал сыну с оформлением работ и их развеской.
Владимир Яковлев с мамой // Фото: С. Борисов
После смерти обоих родителей психологическое состояние Яковлева сильно ухудшилось. Кооперативное жилье пришлось вернуть государству.
Так, с 1984 года, начинается долгий период жизни художника в психиатрических лечебницах. Использовать излюбленную гуашь Яковлеву зачастую запрещали, художник был вынужден работать приемущественно акварелью и цветными карандашами.
В 1988 году режиссер Иосиф Пастернак снимает свой документальный фильм «Чёрный квадрат» о неофициальном искусстве СССР. Благодаря его же статье «Кто спасет Владимира Яковлева» о слепоте художника узнает известный советский врач-офтальмолог Святослав Федоров, который предлагает провести Яковлеву операцию по частичному восстановлению зрения. Долго сопротивляясь, благодаря уговорам друзей и соратников, художник все-таки соглашается и переживает первую операцию в 1992 году. Вслед за ней последует и вторая - в 1995.
Владимир Яковлев подписывает каталог. Москва, интернат № 30, 1987 // Фото: А.Кроник
Несмотря на поддержку коллег и друзей, Яковлев до конца своей жизни практически не покидал психиатрическую лечебницу. Исключением служили короткие «отпуска», проводимые им у Владимира Немухина, Натальи Шмельковой и других соратников.
Владимир Яковлев скончался 10 октября 1998 года и похоронен на Хованском кладбище Москвы.
Владимир Яковлев – один из самых узнаваемых представителей поколения «шестидесятников» и неофициального московского искусства.
Творчество Яковлева трудно вписать в рамки одного жанра и причислить к конкретной художественной школе. Все попытки критиков и кураторов навязать работам художника один из удобных «измов» - неопримитивизм, неоэкспрессионизм – не прижились в истории искусства. Художественную индивидуальность почерка Яковлева невозможно спутать ни с одним явлением русского и западноевропейского искусства.
Владимир Яковлев // Фото Александра Забрина
Будущий художник Владимир Яковлев родился в 1934 году в Балхане на Волге, в 1944 году семья переехала в Москву. Из-за войны Яковлев смог начать свое обучение только в 1945 году, в возрасте одиннадцати лет, но уже в 1949 ему пришлось оставить школу из-за первой госпитализации в психиатрическую больницу им. Кащенко, в которой ему ни раз предстоит оказаться и в будущем. Из воспоминаний друзей и соратников художника, мы знаем, что в клинике для душевнобольных Яковлев оказывался из-за регулярных вспышек депрессии, выражающимися в приступах страха и психологического возбуждения.
Примерно в это же время, в начале 1950х годов, художник начинает терять зрение, которое практически покинет его в 1970х.
Яковлев не мог рассчитывать на официальное трудоустройство, как и на художественное или научное образование. В связи с чем, в 1949 году будущий художник утроился курьером в престижное издательство «Искусство». Сам Яковлев вспоминал, что в школьные годы он «глотал книги», а в начале шестидесятых начал «глотать картины», коллекционируя репродукции и посещая художественные музеи.
Владимир Яковлев. Студент, 1969 Владимир Яковлев. Дочь министра транспорта, 1969
Как и многих молодых художников конца 1950х годов, большое значение на Яковлева оказали международные выставки с участием западных авторов.
Важным событием становится Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году, включавший в себя международную выставку. Именно на ней молодые советские художники впервые могли увидеть абстрактную живопись, не мыслимую в рамках социалистического реализма. Именно этим событием датировано одно из воспоминаний Яковлева: «В 1957 году я впервые начал писать абстрактные картины в стиле лирического экспрессионизма. С 1958 в моей живописи появляются цветы и портреты, написанные не с натуры, но являющиеся плодом моего воображения, - которыми я пытаюсь выразить идею интимности, уюта, магического реализма и те образы, которые каждый из нас носит в себе, подобно воспоминанию о первой любви».
Этим же 1957 годом датирована знаменитая серия пуантели «Портрет ветра». Позднее Яковлев скажет: «В целом я художника портрета ветра и цветов. И все».
Владимир Яковлев. Портрет ветра, 1957.
Большое количество времени будущий классик неофициального искусства проводит в библиотеках – открытые в 1950х годах «спец.храны» хранили в себе большое количество журналов с репродукциями западных художников, что позволяло молодым советским авторам окунуться в неизвестный мир модернистской живописи.
Начиная с 1958 года в живописи Яковлева появляются хорошо узнаваемые сегодня цветы, ставшие, наряду с портретами, визитной карточкой художника.
В это же время Яковлев знакомится с художниками и любителями искусства такими, как Андрей Волконский, Анатолий Зверев, Михаил Гробман, Василий Ситников, Эдуард Штейнберг. Стоит так же упомянуть о сотрудничестве Владимира Яковлева с поэтом Геннадием Айги – художник регулярно делает рисунки к его стихам.
Геннадий Айги и Владимир Яковлев. в 1962 году // Фото В. Сулимова
Первая выставка Владимира Яковлева состоялась благодаря композитору и музыканту Андрею Волконскому, организовавшему квартиник для художников-нонконформистов. Позднее художник стал постоянным участником квартирных выставок. Например, у Евгения Нутовича и других коллекционеров. Первая персональная выставка работ Яковлева состоялась в 1962 году в Московском инженерно-строительном институте, а в 1963 – совместная выставка с Эдуардом Штейнбергом в Музее Ф.М. Достоевского. Последнюю организовал художник и писатель Михаил Гробман, ставший для Яковлева другом и помощником. Одним из первых оценив талант художника, Гробман организовал постоянную экспозицию работ Яковлева в своей квартире в Текстильщиках, способствовал продаже его работ знакомым коллекционерам и иностранцам.
В 1974 году Яковлев стал одним из участников знаменитого пленэра в Измайловском парке, санкционированном властями после разгона не менее известной «бульдозерной выставки». В 1975 году состоялись знаковые для истории искусства выставочные проекты в павильоне «Пчеловодства» и в «Доме культуры» на ВДНХ.
Участники выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. Москва, 1975 // Фото И.Пальмин
В 1975 году в подвале дома на Малой Грузинской расположился Горком графиков. Именно это помещение позднее назовут «островком творческой свободы» в Москве 1970–1980 годов. Владимир Яковлев был постоянным участником проводившихся здесь выставочных проектов, наряду с Ильей Кабаковым, Виктором Пивоваровым, Михаилом Шварцманом, Эдуардом Штейнбергом и многими другими знаковыми художниками. В 1977 году благодаря усилиям Владимира Немухина здесь же проходит персональная выставка художника. В состав экспозиции вошли произведения 1973-1977 года.
Владимир Яковлев и фотограф Владимир Сычев на открытии первой выставки секции живописи Горкома графиков. Москва
Выставка живописи в горкоме художников-графиков. Выставка «10-ти». В. Яковлев, Э. Штейнберг, Э. Дробицкий, А. Харитонов, В. Немухин, М. Плавинская, 1982
В это же время работы Яковлева демонстрируются за рубежом. В том числе в составе знаменитой выставки «Музея русского искусства в Изгнании» Александра Глезера. В 1970м году работы Яковлева были впервые представлены в Германии в галерее Бар-Гера в Кёльне.
Еще при жизни художника в 1994 году персональная выставка Владимира Яковлева состоялась в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу, на которой Яковлев присутствовал лично. Каталог выставки был раскуплен в день открытия.
Из-за проблем связанных со здоровьем психики Владимир Яковлев всю жизнь прожил с родителями в кооперативной квартире, где занимал отдельную комнату, служившую ему и спальней, и мастерской. Отец художника, Игорь Михайлович Яковлев, в юности посещал занятия живописью у Константина Коровина и часто помогал сыну с оформлением работ и их развеской.
Владимир Яковлев с мамой // Фото: С. Борисов
После смерти обоих родителей психологическое состояние Яковлева сильно ухудшилось. Кооперативное жилье пришлось вернуть государству.
Так, с 1984 года, начинается долгий период жизни художника в психиатрических лечебницах. Использовать излюбленную гуашь Яковлеву зачастую запрещали, художник был вынужден работать приемущественно акварелью и цветными карандашами.
В 1988 году режиссер Иосиф Пастернак снимает свой документальный фильм «Чёрный квадрат» о неофициальном искусстве СССР. Благодаря его же статье «Кто спасет Владимира Яковлева» о слепоте художника узнает известный советский врач-офтальмолог Святослав Федоров, который предлагает провести Яковлеву операцию по частичному восстановлению зрения. Долго сопротивляясь, благодаря уговорам друзей и соратников, художник все-таки соглашается и переживает первую операцию в 1992 году. Вслед за ней последует и вторая - в 1995.
Владимир Яковлев подписывает каталог. Москва, интернат № 30, 1987 // Фото: А.Кроник
Несмотря на поддержку коллег и друзей, Яковлев до конца своей жизни практически не покидал психиатрическую лечебницу. Исключением служили короткие «отпуска», проводимые им у Владимира Немухина, Натальи Шмельковой и других соратников.
Владимир Яковлев скончался 10 октября 1998 года и похоронен на Хованском кладбище Москвы.
Купить картину
Спасибо за ваш заказ!
В поле e-mail обязательно указывайте адрес без ошибок. На указанный адрес придет ключ активации купленного продукта.
Вы можете посмотреть лоты вживую на нашей аукционной выставке в рабочие часы Музея ART4.
МОСКВА, ХЛЫНОВСКИЙ ТУПИК, 4
ПН-ПТ, с 11:00 до 19:00
+7(499) 136 56 56