Владимир Дубосарский вспоминает один из самых романтичных моментов того времени, когда в руки ему и его друзьям попались распечатки результатов зарубежных аукционов: «И вот, двенадцать часов ночи, Черниговский переулок, угол Пятницкой. Какая-то драка, шум, алкоголики под окном, кошки. И вот мы в одной комнате, потому что там были не выбитые окна, там было теплее, собирались в коммуналке, открывали под чай этот арт-прайс и читали: Уорхол, 7 миллионов, Баския 1,5 миллиона. И это давало нам какую-то энергию». Через некоторое время работы дуэта Виноградов-Дубосарский тоже будут бить аукционные рекорды на статусных торгах в Лондоне, однако, до этого еще очень далеко, и художников ждет тяжелый путь к признанию и славе.
Все это время Александр Виноградов был не вхож в круги трехпрудников, в отличие от (как он сам себя называл) «мажора московского из Суриковского института» Владимира Дубосарского, которому наконец удалось влиться в общество, к которому он так долго тянулся. Друзья сходятся снова в качестве коллег только после того, как сквот расселяют в 1993 году. Тогда же Дубосарский осознает: все, что происходило с ним до сего момента, было, в первую очередь, результатом коллективного творчества и ему не принадлежит. Наставало время начинать новый этап.
Первые два года совместной работы дуэт вспоминает как крайне тяжелые, в отсутствие денег, поддержки и признания. Но тем не менее именно непобедимый дух и преданность собственной идее, к которой многие относились с недоверием, способствовала удачному повороту в их карьере. В 1995 году в Берлине, в Martin-Gropius-Bau, проходила масштабная выставка «Москва-Берлин». Виноградова и Дубосарского в числе приглашенных художников не оказалось. Тем не менее им предложили выставиться в небольшой, особо никому не известной берлинской галерее в даты открытия «Москва-Берлин». Художники приехали в Германию на собственные деньги, долго ждали прибытия своего специально написанного по такому случаю монументального (400х600см) полотна об аллегорической свадьбе Восточной и Западной Германии. Картина приехала за 2 часа до открытия, вешали ее спешно и судорожно, сами. На открытие пришло совсем немного людей, практически все из них — русские художники, участники выставки в Martin-Gropius-Bau, это окончательно сломило дух дуэта. В Москву они уехали с чувством провала.
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Свадьба. 1995. Собрание музея «Дом истории Германии», Бонн, Германия
Однако радостные новости из Германии не заставили себя долго ждать. В берлинской галерее, где висела их работа, возможно, не было посетителей, но зато имелась витрина, через которую картина прекрасно просматривалась. Мимо проходила немецкая журналистка, она обратила внимание, сделала фотографию и вскоре работа никому не интересных в России Виноградова и Дубосарского была опубликована в крупной немецкой газете. Ее начали все больше и больше репродуцировать, журнал «Der Spiegel» выступил с предложением сделать обложку с изображением канцлера Коля кисти дуэта. Из Германии в Москву даже приехали тележурналисты снимать про художников десятиминутный фильм-клип в стилистике MTV тех времен.
Банкет на выставке «Торжество», галерея Марата Гельмана, 1996, Москва
После этого Виноградов и Дубосарский продолжают работать с околополитической тематикой, в 1996 году у них проходят две выставки в галерее Марата Гельмана. Выставка «Торжество» открылась в день переизбрания Ельцина, на ней была представлена картина, изображающая Ельцина в березовых кущах, на фоне русских просторов, окруженного детьми и животными. По случаю переизбрания президента в галерее устроили застолье. Журналист Леонид Парфенов отметил «Торжество» как лучшую выставку того года.
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Обломов из серии «Русская литература»,1996. Собрание музея АРТ4
В 2001 году в Валенсии проходит выставка «Русское безумие», к подготовке выставки были привлечены режиссеры Роберт Уилсон, Эмир Кустурица и Питер Гринуэй, в качестве куратора приглашен Виктор Мизиано. Последний, в свою очередь, отобрал участников: Дмитрия Пригова, Анатолия Осмоловского, Петлюру, Виноградова и Дубосарского. Как когда-то это произошло в Берлине, из-за транспортной проволочки все материалы приехали в Валенсию за 4 дня до открытия. Дуэту предстояло написать 60 квадратных метров живописи за этот ограниченный срок. С чем они успешно справились, работая практически без остановки, денно и нощно. В итоге на свет появилась знаменитая тотальная живопись (то есть картина панорамного формата), изображающая обнаженных философов и писателей. В частности широкий резонанс вызвало изображение в том числе голых Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. В картине «Русское безумие» каноничный простор, поля и леса становятся райскими кущами, а обретение нового Эдема окончательно обозначается как программная тема для дуэта.
За этим следует поездка на биеннале в Сан-Паулу, где работы Дубосарского и Виноградова замечает нью-йоркский галерист Джеффри Дейч. Он же способствует продаже работ художников в Хьюстонский музей современного искусства в Техасе и в ряд крупных частных коллекций, а также приглашает дуэт сделать выставку в своей галерее в Нью-Йорке. Выставка открывается в 2003 году, а сразу же после художники отправляются в Венецию, на биеннале, где в российском павильоне открывается проект Виктора Мизиано «Возвращение художника». Он посвящен возрождению медиума живописи, для него Виноградов и Дубосарский пишут полиптих «Подводный мир». Это огромная, протяженностью в 26 метров, коллажная работа помещает ставший фирменным сюжет рая и бесконечного празднества с земли под воду. Под водой проходит елка, танцуют и плавают люди, рыбы, стол ломится от винных бокалов. В создании сюжетов художники использовали визуальные материалы из фэшн-съемок (для этих целей они в большом количестве покупали и просматривали глянцевые журналы). Такая апроприация стала одним из ключевых их инструментов. На биеннале к их полиптиху подошла немецкая дама и попросила художников попозировать на фоне картины. В конце съемки она поблагодарила их и рассказала, что очень счастлива, так как в коллаж попали некоторые фотографии, сделанные ею.
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Фрагмент полиптиха «Подводный мир». 2003
К созданию работ дуэт привлекал не только чужие изображения, но и практически в перформативном ключе и чужие кисти: фрагменты собственных портретов «подкрашивала» супермодель Наталья Водянова, а для проекта «Легкость бытия» (прошел в яхт-клубе в Пирогово, Московской области) были задействованы коллекционеры, известные московские бизнесмены. Акция хорошо задокументирована: все переоделись в одинаковые белые халаты и выстроились по периметру длинного полотна. Полотно это («С чего начинается Родина», 2006) весьма справедливо было подписано именами всех, принявших участие в создании. Искусствовед Александр Боровский отметил, что Виноградов и Дубосарский стали единственными художниками в России, которые в своей практике рефлексировали на «энергию спроса», как это делали Джеф Кунс и браться Чепмены на западе. Сама энергия спроса стала для одних из самых продаваемых российских художников, сотрудничавших с пятью галереями по всему миру, феноменом знакомым не понаслышке, с неизменным остроумием они реагировали на процессы и предпочтения арт-рынка и собственное присутствие на нем. Художник-акционист и друг дуэта Анатолий Осмоловский в своих рассуждениях как-то обозначил, что дуэт как проект вообще является чистым перформансом и неплохо было бы приставить к Виноградову и Дубосарскому социолога, чтобы наблюдать и анализировать их деятельность.
Коллективная работа над картиной «С чего начинается Родина», 2006
За четыре года до этого Владимир Дубосарский инициирует, в качестве куратора и менеджера, собственный проект, также расположившийся на берегу Пироговского водохранилища. Совместно с куратором Ольгой Лопухиной четыре года подряд они проводят фестиваль современного искусства под открытым небом, он назвался «АртКлязьма». Также по инициативе Дубосарского и при содействии Лопухиной в Москве появляется первый галерейный кластер — «АРТСтрелка» на острове Балчуг. Он располагается прямо у ведущего от Храма Христа Спасителя Патриаршего моста, на в то время (2004-2009 годы) еще заводском, неджентрифицированном острове близ фабрики «Красный октябрь».
В 2012 году на ВИНЗАВОДе в Москве проходит первая ретроспектива Виноградова и Дубосарского, которая приобретает форму высказывания, ироничной саморефлексии. На ретроспективе — которая, как правило, становится важным и почетным событием в карьере каждого большого художника, на которой, как правило, представляется поэтапный отчет о развитии практики — в доработанном виде были представлены отбракованные, неудачные картины разных лет, которые раньше никогда не показывались.
За этим последовало еще несколько проектов, в том числе ностальгический «Москва: Ускользающая реальность» в Музее Москвы. Проект об ушедших, прожитых городом эпохах и, возможно, о любви художников к городу, в котором они прожили всю жизнь и продолжают жить по сегодняшний день. Галерист Джеффри Дейч, поражаясь, говорил, что они единственные художники, которых не прельщает перспектива переезда в Нью-Йорк — настолько преданными они оставались Москве. Выставка в Музее Москвы стала последним коллективным проектом дуэта на сегодняшний день. Сразу после нее открылась персональная экспозиция Владимира Дубосарского в Пирогово, за ней последовало еще два проекта (в галерее «Пересветов переулок» и «Триумф» в 2015 году). В своих новых работах Владимир Дубосарский, по собственным словам, занимается поиском нового языка, в котором, тем не менее, проглядывается наследие двадцати лет работы в легендарном дуэте.
Владимир Дубосарский вспоминает один из самых романтичных моментов того времени, когда в руки ему и его друзьям попались распечатки результатов зарубежных аукционов: «И вот, двенадцать часов ночи, Черниговский переулок, угол Пятницкой. Какая-то драка, шум, алкоголики под окном, кошки. И вот мы в одной комнате, потому что там были не выбитые окна, там было теплее, собирались в коммуналке, открывали под чай этот арт-прайс и читали: Уорхол, 7 миллионов, Баския 1,5 миллиона. И это давало нам какую-то энергию». Через некоторое время работы дуэта Виноградов-Дубосарский тоже будут бить аукционные рекорды на статусных торгах в Лондоне, однако, до этого еще очень далеко, и художников ждет тяжелый путь к признанию и славе.
Все это время Александр Виноградов был не вхож в круги трехпрудников, в отличие от (как он сам себя называл) «мажора московского из Суриковского института» Владимира Дубосарского, которому наконец удалось влиться в общество, к которому он так долго тянулся. Друзья сходятся снова в качестве коллег только после того, как сквот расселяют в 1993 году. Тогда же Дубосарский осознает: все, что происходило с ним до сего момента, было, в первую очередь, результатом коллективного творчества и ему не принадлежит. Наставало время начинать новый этап.
Первые два года совместной работы дуэт вспоминает как крайне тяжелые, в отсутствие денег, поддержки и признания. Но тем не менее именно непобедимый дух и преданность собственной идее, к которой многие относились с недоверием, способствовала удачному повороту в их карьере. В 1995 году в Берлине, в Martin-Gropius-Bau, проходила масштабная выставка «Москва-Берлин». Виноградова и Дубосарского в числе приглашенных художников не оказалось. Тем не менее им предложили выставиться в небольшой, особо никому не известной берлинской галерее в даты открытия «Москва-Берлин». Художники приехали в Германию на собственные деньги, долго ждали прибытия своего специально написанного по такому случаю монументального (400х600см) полотна об аллегорической свадьбе Восточной и Западной Германии. Картина приехала за 2 часа до открытия, вешали ее спешно и судорожно, сами. На открытие пришло совсем немного людей, практически все из них — русские художники, участники выставки в Martin-Gropius-Bau, это окончательно сломило дух дуэта. В Москву они уехали с чувством провала.
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Свадьба. 1995. Собрание музея «Дом истории Германии», Бонн, Германия
Однако радостные новости из Германии не заставили себя долго ждать. В берлинской галерее, где висела их работа, возможно, не было посетителей, но зато имелась витрина, через которую картина прекрасно просматривалась. Мимо проходила немецкая журналистка, она обратила внимание, сделала фотографию и вскоре работа никому не интересных в России Виноградова и Дубосарского была опубликована в крупной немецкой газете. Ее начали все больше и больше репродуцировать, журнал «Der Spiegel» выступил с предложением сделать обложку с изображением канцлера Коля кисти дуэта. Из Германии в Москву даже приехали тележурналисты снимать про художников десятиминутный фильм-клип в стилистике MTV тех времен.
Банкет на выставке «Торжество», галерея Марата Гельмана, 1996, Москва
После этого Виноградов и Дубосарский продолжают работать с околополитической тематикой, в 1996 году у них проходят две выставки в галерее Марата Гельмана. Выставка «Торжество» открылась в день переизбрания Ельцина, на ней была представлена картина, изображающая Ельцина в березовых кущах, на фоне русских просторов, окруженного детьми и животными. По случаю переизбрания президента в галерее устроили застолье. Журналист Леонид Парфенов отметил «Торжество» как лучшую выставку того года.
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Обломов из серии «Русская литература»,1996. Собрание музея АРТ4
В 2001 году в Валенсии проходит выставка «Русское безумие», к подготовке выставки были привлечены режиссеры Роберт Уилсон, Эмир Кустурица и Питер Гринуэй, в качестве куратора приглашен Виктор Мизиано. Последний, в свою очередь, отобрал участников: Дмитрия Пригова, Анатолия Осмоловского, Петлюру, Виноградова и Дубосарского. Как когда-то это произошло в Берлине, из-за транспортной проволочки все материалы приехали в Валенсию за 4 дня до открытия. Дуэту предстояло написать 60 квадратных метров живописи за этот ограниченный срок. С чем они успешно справились, работая практически без остановки, денно и нощно. В итоге на свет появилась знаменитая тотальная живопись (то есть картина панорамного формата), изображающая обнаженных философов и писателей. В частности широкий резонанс вызвало изображение в том числе голых Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. В картине «Русское безумие» каноничный простор, поля и леса становятся райскими кущами, а обретение нового Эдема окончательно обозначается как программная тема для дуэта.
За этим следует поездка на биеннале в Сан-Паулу, где работы Дубосарского и Виноградова замечает нью-йоркский галерист Джеффри Дейч. Он же способствует продаже работ художников в Хьюстонский музей современного искусства в Техасе и в ряд крупных частных коллекций, а также приглашает дуэт сделать выставку в своей галерее в Нью-Йорке. Выставка открывается в 2003 году, а сразу же после художники отправляются в Венецию, на биеннале, где в российском павильоне открывается проект Виктора Мизиано «Возвращение художника». Он посвящен возрождению медиума живописи, для него Виноградов и Дубосарский пишут полиптих «Подводный мир». Это огромная, протяженностью в 26 метров, коллажная работа помещает ставший фирменным сюжет рая и бесконечного празднества с земли под воду. Под водой проходит елка, танцуют и плавают люди, рыбы, стол ломится от винных бокалов. В создании сюжетов художники использовали визуальные материалы из фэшн-съемок (для этих целей они в большом количестве покупали и просматривали глянцевые журналы). Такая апроприация стала одним из ключевых их инструментов. На биеннале к их полиптиху подошла немецкая дама и попросила художников попозировать на фоне картины. В конце съемки она поблагодарила их и рассказала, что очень счастлива, так как в коллаж попали некоторые фотографии, сделанные ею.
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Фрагмент полиптиха «Подводный мир». 2003
К созданию работ дуэт привлекал не только чужие изображения, но и практически в перформативном ключе и чужие кисти: фрагменты собственных портретов «подкрашивала» супермодель Наталья Водянова, а для проекта «Легкость бытия» (прошел в яхт-клубе в Пирогово, Московской области) были задействованы коллекционеры, известные московские бизнесмены. Акция хорошо задокументирована: все переоделись в одинаковые белые халаты и выстроились по периметру длинного полотна. Полотно это («С чего начинается Родина», 2006) весьма справедливо было подписано именами всех, принявших участие в создании. Искусствовед Александр Боровский отметил, что Виноградов и Дубосарский стали единственными художниками в России, которые в своей практике рефлексировали на «энергию спроса», как это делали Джеф Кунс и браться Чепмены на западе. Сама энергия спроса стала для одних из самых продаваемых российских художников, сотрудничавших с пятью галереями по всему миру, феноменом знакомым не понаслышке, с неизменным остроумием они реагировали на процессы и предпочтения арт-рынка и собственное присутствие на нем. Художник-акционист и друг дуэта Анатолий Осмоловский в своих рассуждениях как-то обозначил, что дуэт как проект вообще является чистым перформансом и неплохо было бы приставить к Виноградову и Дубосарскому социолога, чтобы наблюдать и анализировать их деятельность.
Коллективная работа над картиной «С чего начинается Родина», 2006
За четыре года до этого Владимир Дубосарский инициирует, в качестве куратора и менеджера, собственный проект, также расположившийся на берегу Пироговского водохранилища. Совместно с куратором Ольгой Лопухиной четыре года подряд они проводят фестиваль современного искусства под открытым небом, он назвался «АртКлязьма». Также по инициативе Дубосарского и при содействии Лопухиной в Москве появляется первый галерейный кластер — «АРТСтрелка» на острове Балчуг. Он располагается прямо у ведущего от Храма Христа Спасителя Патриаршего моста, на в то время (2004-2009 годы) еще заводском, неджентрифицированном острове близ фабрики «Красный октябрь».
В 2012 году на ВИНЗАВОДе в Москве проходит первая ретроспектива Виноградова и Дубосарского, которая приобретает форму высказывания, ироничной саморефлексии. На ретроспективе — которая, как правило, становится важным и почетным событием в карьере каждого большого художника, на которой, как правило, представляется поэтапный отчет о развитии практики — в доработанном виде были представлены отбракованные, неудачные картины разных лет, которые раньше никогда не показывались.
За этим последовало еще несколько проектов, в том числе ностальгический «Москва: Ускользающая реальность» в Музее Москвы. Проект об ушедших, прожитых городом эпохах и, возможно, о любви художников к городу, в котором они прожили всю жизнь и продолжают жить по сегодняшний день. Галерист Джеффри Дейч, поражаясь, говорил, что они единственные художники, которых не прельщает перспектива переезда в Нью-Йорк — настолько преданными они оставались Москве. Выставка в Музее Москвы стала последним коллективным проектом дуэта на сегодняшний день. Сразу после нее открылась персональная экспозиция Владимира Дубосарского в Пирогово, за ней последовало еще два проекта (в галерее «Пересветов переулок» и «Триумф» в 2015 году). В своих новых работах Владимир Дубосарский, по собственным словам, занимается поиском нового языка, в котором, тем не менее, проглядывается наследие двадцати лет работы в легендарном дуэте.
Владимир Дубосарский вспоминает один из самых романтичных моментов того времени, когда в руки ему и его друзьям попались распечатки результатов зарубежных аукционов: «И вот, двенадцать часов ночи, Черниговский переулок, угол Пятницкой. Какая-то драка, шум, алкоголики под окном, кошки. И вот мы в одной комнате, потому что там были не выбитые окна, там было теплее, собирались в коммуналке, открывали под чай этот арт-прайс и читали: Уорхол, 7 миллионов, Баския 1,5 миллиона. И это давало нам какую-то энергию». Через некоторое время работы дуэта Виноградов-Дубосарский тоже будут бить аукционные рекорды на статусных торгах в Лондоне, однако, до этого еще очень далеко, и художников ждет тяжелый путь к признанию и славе.
Все это время Александр Виноградов был не вхож в круги трехпрудников, в отличие от (как он сам себя называл) «мажора московского из Суриковского института» Владимира Дубосарского, которому наконец удалось влиться в общество, к которому он так долго тянулся. Друзья сходятся снова в качестве коллег только после того, как сквот расселяют в 1993 году. Тогда же Дубосарский осознает: все, что происходило с ним до сего момента, было, в первую очередь, результатом коллективного творчества и ему не принадлежит. Наставало время начинать новый этап.
Первые два года совместной работы дуэт вспоминает как крайне тяжелые, в отсутствие денег, поддержки и признания. Но тем не менее именно непобедимый дух и преданность собственной идее, к которой многие относились с недоверием, способствовала удачному повороту в их карьере. В 1995 году в Берлине, в Martin-Gropius-Bau, проходила масштабная выставка «Москва-Берлин». Виноградова и Дубосарского в числе приглашенных художников не оказалось. Тем не менее им предложили выставиться в небольшой, особо никому не известной берлинской галерее в даты открытия «Москва-Берлин». Художники приехали в Германию на собственные деньги, долго ждали прибытия своего специально написанного по такому случаю монументального (400х600см) полотна об аллегорической свадьбе Восточной и Западной Германии. Картина приехала за 2 часа до открытия, вешали ее спешно и судорожно, сами. На открытие пришло совсем немного людей, практически все из них — русские художники, участники выставки в Martin-Gropius-Bau, это окончательно сломило дух дуэта. В Москву они уехали с чувством провала.
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Свадьба. 1995. Собрание музея «Дом истории Германии», Бонн, Германия
Однако радостные новости из Германии не заставили себя долго ждать. В берлинской галерее, где висела их работа, возможно, не было посетителей, но зато имелась витрина, через которую картина прекрасно просматривалась. Мимо проходила немецкая журналистка, она обратила внимание, сделала фотографию и вскоре работа никому не интересных в России Виноградова и Дубосарского была опубликована в крупной немецкой газете. Ее начали все больше и больше репродуцировать, журнал «Der Spiegel» выступил с предложением сделать обложку с изображением канцлера Коля кисти дуэта. Из Германии в Москву даже приехали тележурналисты снимать про художников десятиминутный фильм-клип в стилистике MTV тех времен.
Банкет на выставке «Торжество», галерея Марата Гельмана, 1996, Москва
После этого Виноградов и Дубосарский продолжают работать с околополитической тематикой, в 1996 году у них проходят две выставки в галерее Марата Гельмана. Выставка «Торжество» открылась в день переизбрания Ельцина, на ней была представлена картина, изображающая Ельцина в березовых кущах, на фоне русских просторов, окруженного детьми и животными. По случаю переизбрания президента в галерее устроили застолье. Журналист Леонид Парфенов отметил «Торжество» как лучшую выставку того года.
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Обломов из серии «Русская литература»,1996. Собрание музея АРТ4
В 2001 году в Валенсии проходит выставка «Русское безумие», к подготовке выставки были привлечены режиссеры Роберт Уилсон, Эмир Кустурица и Питер Гринуэй, в качестве куратора приглашен Виктор Мизиано. Последний, в свою очередь, отобрал участников: Дмитрия Пригова, Анатолия Осмоловского, Петлюру, Виноградова и Дубосарского. Как когда-то это произошло в Берлине, из-за транспортной проволочки все материалы приехали в Валенсию за 4 дня до открытия. Дуэту предстояло написать 60 квадратных метров живописи за этот ограниченный срок. С чем они успешно справились, работая практически без остановки, денно и нощно. В итоге на свет появилась знаменитая тотальная живопись (то есть картина панорамного формата), изображающая обнаженных философов и писателей. В частности широкий резонанс вызвало изображение в том числе голых Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. В картине «Русское безумие» каноничный простор, поля и леса становятся райскими кущами, а обретение нового Эдема окончательно обозначается как программная тема для дуэта.
За этим следует поездка на биеннале в Сан-Паулу, где работы Дубосарского и Виноградова замечает нью-йоркский галерист Джеффри Дейч. Он же способствует продаже работ художников в Хьюстонский музей современного искусства в Техасе и в ряд крупных частных коллекций, а также приглашает дуэт сделать выставку в своей галерее в Нью-Йорке. Выставка открывается в 2003 году, а сразу же после художники отправляются в Венецию, на биеннале, где в российском павильоне открывается проект Виктора Мизиано «Возвращение художника». Он посвящен возрождению медиума живописи, для него Виноградов и Дубосарский пишут полиптих «Подводный мир». Это огромная, протяженностью в 26 метров, коллажная работа помещает ставший фирменным сюжет рая и бесконечного празднества с земли под воду. Под водой проходит елка, танцуют и плавают люди, рыбы, стол ломится от винных бокалов. В создании сюжетов художники использовали визуальные материалы из фэшн-съемок (для этих целей они в большом количестве покупали и просматривали глянцевые журналы). Такая апроприация стала одним из ключевых их инструментов. На биеннале к их полиптиху подошла немецкая дама и попросила художников попозировать на фоне картины. В конце съемки она поблагодарила их и рассказала, что очень счастлива, так как в коллаж попали некоторые фотографии, сделанные ею.
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Фрагмент полиптиха «Подводный мир». 2003
К созданию работ дуэт привлекал не только чужие изображения, но и практически в перформативном ключе и чужие кисти: фрагменты собственных портретов «подкрашивала» супермодель Наталья Водянова, а для проекта «Легкость бытия» (прошел в яхт-клубе в Пирогово, Московской области) были задействованы коллекционеры, известные московские бизнесмены. Акция хорошо задокументирована: все переоделись в одинаковые белые халаты и выстроились по периметру длинного полотна. Полотно это («С чего начинается Родина», 2006) весьма справедливо было подписано именами всех, принявших участие в создании. Искусствовед Александр Боровский отметил, что Виноградов и Дубосарский стали единственными художниками в России, которые в своей практике рефлексировали на «энергию спроса», как это делали Джеф Кунс и браться Чепмены на западе. Сама энергия спроса стала для одних из самых продаваемых российских художников, сотрудничавших с пятью галереями по всему миру, феноменом знакомым не понаслышке, с неизменным остроумием они реагировали на процессы и предпочтения арт-рынка и собственное присутствие на нем. Художник-акционист и друг дуэта Анатолий Осмоловский в своих рассуждениях как-то обозначил, что дуэт как проект вообще является чистым перформансом и неплохо было бы приставить к Виноградову и Дубосарскому социолога, чтобы наблюдать и анализировать их деятельность.
Коллективная работа над картиной «С чего начинается Родина», 2006
За четыре года до этого Владимир Дубосарский инициирует, в качестве куратора и менеджера, собственный проект, также расположившийся на берегу Пироговского водохранилища. Совместно с куратором Ольгой Лопухиной четыре года подряд они проводят фестиваль современного искусства под открытым небом, он назвался «АртКлязьма». Также по инициативе Дубосарского и при содействии Лопухиной в Москве появляется первый галерейный кластер — «АРТСтрелка» на острове Балчуг. Он располагается прямо у ведущего от Храма Христа Спасителя Патриаршего моста, на в то время (2004-2009 годы) еще заводском, неджентрифицированном острове близ фабрики «Красный октябрь».
В 2012 году на ВИНЗАВОДе в Москве проходит первая ретроспектива Виноградова и Дубосарского, которая приобретает форму высказывания, ироничной саморефлексии. На ретроспективе — которая, как правило, становится важным и почетным событием в карьере каждого большого художника, на которой, как правило, представляется поэтапный отчет о развитии практики — в доработанном виде были представлены отбракованные, неудачные картины разных лет, которые раньше никогда не показывались.
За этим последовало еще несколько проектов, в том числе ностальгический «Москва: Ускользающая реальность» в Музее Москвы. Проект об ушедших, прожитых городом эпохах и, возможно, о любви художников к городу, в котором они прожили всю жизнь и продолжают жить по сегодняшний день. Галерист Джеффри Дейч, поражаясь, говорил, что они единственные художники, которых не прельщает перспектива переезда в Нью-Йорк — настолько преданными они оставались Москве. Выставка в Музее Москвы стала последним коллективным проектом дуэта на сегодняшний день. Сразу после нее открылась персональная экспозиция Владимира Дубосарского в Пирогово, за ней последовало еще два проекта (в галерее «Пересветов переулок» и «Триумф» в 2015 году). В своих новых работах Владимир Дубосарский, по собственным словам, занимается поиском нового языка, в котором, тем не менее, проглядывается наследие двадцати лет работы в легендарном дуэте.
Купить картину
Спасибо за ваш заказ!
В поле e-mail обязательно указывайте адрес без ошибок. На указанный адрес придет ключ активации купленного продукта.
Вы можете посмотреть лоты вживую на нашей аукционной выставке в рабочие часы Музея ART4.
МОСКВА, ХЛЫНОВСКИЙ ТУПИК, 4
ПН-ПТ, с 11:00 до 19:00
+7(499) 136 56 56