Владимир Немухин в своих «Монологах» так охарактеризовал значение этого понятия для Вейсберга: «Кандинский писал, что белое, так часто определяемое как «некраска» (особенно благодаря импрессионистам, для которых «нет белого в природе»), есть как бы символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Потому и действует белое на нашу психику, как молчание такой величины, которое для нас «абсолютно» <...> Вейсберг всю свою жизнь упорно стремился к овладению тайной белизны – откуда идет Великое Молчание, подобное в материальном изображении холодной, в бесконечность уходящей стене, которую ни перейти, ни разрушить, – и под конец постиг её.
А Илья Кабаков дал такую интерпретацию «белого» у Вейсберга:
«Общее место – и всем известно, что В.Вейсберг пишет «белые» картины. Все картины его, особенно позднего периода, в целом производят впечатление белого. Но мало этого: в «предметном ряду» его картин участвуют «белые вещи» – белые гипсовые цилиндры, кубы, скомканная белая бумага. Но рисует Вейсберг совсем не белой краской – ни одной белой точки на картине невозможно увидеть – все цветные. Даже белый куб на картине возникает из коричневых, зеленоватых, красноватых слоев и наплывов. Белая картина, состоящая из белых предметов, появляется в самом конце работы – картина должна стать белой, если все, именно все ее цвета сойдутся «в паз», и не в одной точке, не на одном предмете, а по всей поверхности холста, разведенные, враждующие, контрастные по отношению друг к другу – они вместе, в самом конце работы нерасторжимо образуют контрапункт, разрешение, гармонический аккорд – в «белом». «Если все вместе не станет белым – работа не завершена. Все разношерстное, разноцветное – только хаос. Становление «белым», путь к «белому» – вот цель и направление всего разрозненного и разнокачественного, разнорядного в жизни и сознании. Вещи, их окраска, пространство, освещенность, материальность, наконец, различная окрашенность – все находит себе удовлетворительный синтез – почти математический по ясности – в «белой» картине. Белое здесь – конец пути и, одновременно, насыщенная, гармоническая «тишина».
«Стоящая обнаженная»,1976. Холст, масло. Собрание Музея АРТ4.
Помимо геометрических натюрмортов позднее Вейсберг обращается к написанию портретов и ню. По воспоминаниям современников модели для портретов выбирал тщательно – требовал от них полной неподвижности и молчания. И, похоже, не сильно возражал бы, если бы они были такими же неживыми, как и натюрморты . Виктор Тупицын писал о том, что Вейсберг «признавался, что выбирает в качестве моделей только тех, кого он в своих ночных кошмарах видел лежащими в гробу». Сам Вейсберг отмечал, что «Обнаженная обладает идеальной геометричностью и математичностью и в то же время соединяется с бесконечным пространством, без всяких разрывов. А всякий разрыв ― ведет к экспрессионизму».
Текст: Лариса Кашук
Владимир Немухин в своих «Монологах» так охарактеризовал значение этого понятия для Вейсберга: «Кандинский писал, что белое, так часто определяемое как «некраска» (особенно благодаря импрессионистам, для которых «нет белого в природе»), есть как бы символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Потому и действует белое на нашу психику, как молчание такой величины, которое для нас «абсолютно» <...> Вейсберг всю свою жизнь упорно стремился к овладению тайной белизны – откуда идет Великое Молчание, подобное в материальном изображении холодной, в бесконечность уходящей стене, которую ни перейти, ни разрушить, – и под конец постиг её.
А Илья Кабаков дал такую интерпретацию «белого» у Вейсберга:
«Общее место – и всем известно, что В.Вейсберг пишет «белые» картины. Все картины его, особенно позднего периода, в целом производят впечатление белого. Но мало этого: в «предметном ряду» его картин участвуют «белые вещи» – белые гипсовые цилиндры, кубы, скомканная белая бумага. Но рисует Вейсберг совсем не белой краской – ни одной белой точки на картине невозможно увидеть – все цветные. Даже белый куб на картине возникает из коричневых, зеленоватых, красноватых слоев и наплывов. Белая картина, состоящая из белых предметов, появляется в самом конце работы – картина должна стать белой, если все, именно все ее цвета сойдутся «в паз», и не в одной точке, не на одном предмете, а по всей поверхности холста, разведенные, враждующие, контрастные по отношению друг к другу – они вместе, в самом конце работы нерасторжимо образуют контрапункт, разрешение, гармонический аккорд – в «белом». «Если все вместе не станет белым – работа не завершена. Все разношерстное, разноцветное – только хаос. Становление «белым», путь к «белому» – вот цель и направление всего разрозненного и разнокачественного, разнорядного в жизни и сознании. Вещи, их окраска, пространство, освещенность, материальность, наконец, различная окрашенность – все находит себе удовлетворительный синтез – почти математический по ясности – в «белой» картине. Белое здесь – конец пути и, одновременно, насыщенная, гармоническая «тишина».
«Стоящая обнаженная»,1976. Холст, масло. Собрание Музея АРТ4.
Помимо геометрических натюрмортов позднее Вейсберг обращается к написанию портретов и ню. По воспоминаниям современников модели для портретов выбирал тщательно – требовал от них полной неподвижности и молчания. И, похоже, не сильно возражал бы, если бы они были такими же неживыми, как и натюрморты . Виктор Тупицын писал о том, что Вейсберг «признавался, что выбирает в качестве моделей только тех, кого он в своих ночных кошмарах видел лежащими в гробу». Сам Вейсберг отмечал, что «Обнаженная обладает идеальной геометричностью и математичностью и в то же время соединяется с бесконечным пространством, без всяких разрывов. А всякий разрыв ― ведет к экспрессионизму».
Текст: Лариса Кашук
Владимир Немухин в своих «Монологах» так охарактеризовал значение этого понятия для Вейсберга: «Кандинский писал, что белое, так часто определяемое как «некраска» (особенно благодаря импрессионистам, для которых «нет белого в природе»), есть как бы символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Потому и действует белое на нашу психику, как молчание такой величины, которое для нас «абсолютно» <...> Вейсберг всю свою жизнь упорно стремился к овладению тайной белизны – откуда идет Великое Молчание, подобное в материальном изображении холодной, в бесконечность уходящей стене, которую ни перейти, ни разрушить, – и под конец постиг её.
А Илья Кабаков дал такую интерпретацию «белого» у Вейсберга:
«Общее место – и всем известно, что В.Вейсберг пишет «белые» картины. Все картины его, особенно позднего периода, в целом производят впечатление белого. Но мало этого: в «предметном ряду» его картин участвуют «белые вещи» – белые гипсовые цилиндры, кубы, скомканная белая бумага. Но рисует Вейсберг совсем не белой краской – ни одной белой точки на картине невозможно увидеть – все цветные. Даже белый куб на картине возникает из коричневых, зеленоватых, красноватых слоев и наплывов. Белая картина, состоящая из белых предметов, появляется в самом конце работы – картина должна стать белой, если все, именно все ее цвета сойдутся «в паз», и не в одной точке, не на одном предмете, а по всей поверхности холста, разведенные, враждующие, контрастные по отношению друг к другу – они вместе, в самом конце работы нерасторжимо образуют контрапункт, разрешение, гармонический аккорд – в «белом». «Если все вместе не станет белым – работа не завершена. Все разношерстное, разноцветное – только хаос. Становление «белым», путь к «белому» – вот цель и направление всего разрозненного и разнокачественного, разнорядного в жизни и сознании. Вещи, их окраска, пространство, освещенность, материальность, наконец, различная окрашенность – все находит себе удовлетворительный синтез – почти математический по ясности – в «белой» картине. Белое здесь – конец пути и, одновременно, насыщенная, гармоническая «тишина».
«Стоящая обнаженная»,1976. Холст, масло. Собрание Музея АРТ4.
Помимо геометрических натюрмортов позднее Вейсберг обращается к написанию портретов и ню. По воспоминаниям современников модели для портретов выбирал тщательно – требовал от них полной неподвижности и молчания. И, похоже, не сильно возражал бы, если бы они были такими же неживыми, как и натюрморты . Виктор Тупицын писал о том, что Вейсберг «признавался, что выбирает в качестве моделей только тех, кого он в своих ночных кошмарах видел лежащими в гробу». Сам Вейсберг отмечал, что «Обнаженная обладает идеальной геометричностью и математичностью и в то же время соединяется с бесконечным пространством, без всяких разрывов. А всякий разрыв ― ведет к экспрессионизму».
Текст: Лариса Кашук
Купить картину
Спасибо за ваш заказ!
В поле e-mail обязательно указывайте адрес без ошибок. На указанный адрес придет ключ активации купленного продукта.
Вы можете посмотреть лоты вживую на нашей аукционной выставке в рабочие часы Музея ART4.
МОСКВА, ХЛЫНОВСКИЙ ТУПИК, 4
ПН-ПТ, с 11:00 до 19:00
+7(499) 136 56 56