Штейнберг-старший – выпускник Вхутемаса – старается дать сыновьям всестороннее образование, что позволяет Эдуарду рано познакомиться с первым авангардом.
Эдуард Штейнберг в Тарусе, 1954
Таруса – прибежище многих художников и поэтов. Здесь, например, прошло детство Марины Цветаевой. Василий Поленов провел здесь долгие года, а его усадьба, как в прочем и дом Цветаевой, стала музеем. Вернувшись из лагерей, в Тарусе жили Надежда Мандельштам и Ариадна, дочь Марины Цветаевой. Именно Таруса в период «оттепели» стала центром притяжения молодых художников, притягивая аурой чудом уцелевшей культуры прошлого. Юность Эдуарда и его брата Боруха проходит за поэтическими чтениями, сопровождающими оживленные чаепития. В это время в Тарусе живет Борис Свешников, который провел восемь лет в лагерях вместе с Аркадием Акимовичем.
Борис Свешников. Портрет А.А. Штейнберга, 1954-1957. Частное собрание.
Именно здесь, в Тарусе, Эдуард Штейнберг начнет рисовать под чутким руководством своего отца. По его совету юноша будет копировать работы Калло и Рембранта. Помимо прочего, Эдуард часто работает на пленере – город и река в пейзажах Штейнберга видятся «в зеркале вангоговской экспрессии», так как настольной книгой юноши в это время будут «Письма» Ван Гога.
Летом 1959 года Эдуард знакомиться с тремя студентами художественного факультета ВГИКА – Валентином Воробьевым, Владимиром Каневским и Игорем Вулохом. Молодых художников завораживает атмосфера дома Штейнбергов – абсолютная свобода мысли и совершенно равнодушное отношение к деньгам. К слову, через год всех троих отчислят, а через два года, в 1961, в городском клубе Тарусы пройдет одна из первых независимых выставок. Несколько работ с этой выставки потом попадут на молодежную выставку в московском Парке культуры, где в 1957 пройдет легендарный VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, благодаря которому молодые советские художники увидели работы американских экспрессионистов и французских ташистов.
Первая работа маслом, написанная Эдуардом Штейнбергом в Тарусе, 1956
В 1962 году Эдуард Штейнберг переезжает в Москву. Молодой художник занимает комнату на улице Карла Маркса (сегодня, улица Басманная), в дом, где он вместе с матерью и братом жили во время ареста отца. Эта комната в дальнейшем станет одним из пристанищ молодого поколения московских «неофициальных» художников.
По доносу соседки, Штейнберга дважды привлекают к суду за «тунеядство». В 1962 работы художника участвуют в легендарной выставке к 30-летию Московского союза художников, которая была запрещена Никитой Хрущевым.
В Москве Штейнберг часто меняет место работы, когда, наконец, устраивается ночным сторожем в Суриковский институт – здесь он «собирает» старые подрамники и использованные холсты, которые отмачивает и пускает в работу.
Натюрморт с раковиной, 1966. холст, масло. 54,5x79,5 см. Коллекция Музея АРТ4
В 1964 году в Москву переезжают родители художника и Штейнбергу приходится искать новое пристанище для занятий живописью. После некоторых махинаций, ему удается получить шестиметровую комнату, где начинают бывать «старожилы» советского неофициального искусства – Владимир Вейсберг, Оскар Рабин, Юло Соостер и другие.
В своих работах этого времени художник отказывается от экспрессивной драматически насыщенной живописи, к которой тяготел в Тарусе, и переходит к созданию полуабстрактных пейзажей и натюрмортов, в которых пока что присутствует фигуративность. Эти работы легко вписать в так называемую «метафизическую» живопись, о которой принято говорить в контексте работ Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского или Владимира Вейсберга, уже упомянутого выше.
Натюрморт с птицей, головой и ракушкой, 1968. оргалит, масло. 110,3х124,5 см. Коллекция Музея АРТ4
В 1960х чешский искусствовед Индрих Халупецки назовет сообщество друзей-художников, куда входил Эдуард Штейнберг, группой «Сретенского бульвара». Этот небольшой круг неофициальных художников не был объединен работой с единым стилем, а скорее определял себя как людей, которым интересно вместе. Вынужденная изоляция неофициальных художников сама породила необходимость в таких группах, где можно было показывать и обсуждать свои работы. В эту группу помимо Штейнберга входили Эрик Булатов, Олег Васильев, Эрнст Неизвестный, Виктор Пивоваров, Юло Соостер, Владимир Янкилевский и, конечно, Илья Кабаков. Именно в его мастерской на Сретенском бульваре чаще всего и собирались художники.
Эдуард Штейнберг, Виктор Пивоваров, Илья Кабаков в раме, подаренной друзьями. 1974. Фото Г. Андреева
С 1967 года Штейнберг сотрудничает с журналом «Знание – сила», где главный художник Юрий Нолев-Соболев привлекал своих друзей-нонконформистов к созданию иллюстраций. Главный вектор журнала – технократический – позволял художникам придерживаться некоторой сюрреалистической условности.
Обложки журнала «Знание — сила». 1968 год. Интернет-аукцион «Мешок»
В этом же году Штейнберг вступает в Горком графиков, что позволяет ему избежать новых арестов и обвинений в «тунеядстве». Горком получает подвал на Малой Грузинской и на целое десятилетие становится чуть ли не главной выставочной площадкой для художников-нонконформистов. В 1978 году здесь проходит совместная выставка Эдуарда Штейнберга и Владимира Янкилевского. Штейнберг представил около сорока живописных работ белого метагеометрического периода.
Монтаж выставки Владимира Янкилевского и Эдуара Штейнберга в Горкоме графиков. 1978, Москва. Фото И. Пальмина. © Russian Art Archive Network
Прощальный прием художников в квартире Георгия Костаки перед его эмиграцией из СССР. Эдуард Штейнберг на первом плане. Москва, 1977. Фото И.Пальмина. © Russian Art Archive Network
Штейнберг открывает для себя супрематизм Малевича, где фигуры-супремы становятся высшими формами идеального мира. Молодой художник рассматривает революционную концептуальную жестовую живопись, как нечто мистическое, не чуждое божественным началам. Формально, не фигуративные работы Штейнберга с геометрическими фигурами построены по тому же принципу, что и его ранние пейзажи. Но теперь место прежних предметов – птиц, камней, раковин – занимают супремы, будто заимствованные у Казимира Малевича. Не случайно сам художник называл себя «скромной тенью Малевича», а в 1981 году написал ему письмо, которое начинается словами «Мой дорогой К.C.».
Композиция (Посвящение Кабакову), 1975. холст, масло. холст, масло. 120х140 см. Коллекция Музея АРТ4
Уже на рубеже 1960-70х Штейнберг приходит к абсолютным беспредметным абстракциям, многие из которых содержат различные посвящения друзьям-художникам, русским философам, европейским и американским коллегам.
В конце 60х годов у Штейнберга открывается интерес к религиозной русской философии. Он сближается с Евгением Шифферсом. В 1973 году последний даже напишет статью «Идеографический язык Эдуарда Штейнберга».
В марте 1988 года в выставочном зале на «Каширке» открывается выставка, посвященная 110-летию со дня рождения Малевича. В проекте «Геометрия в искусстве» приняли участие сорок современных художников, развивающих в своем творчестве традиции первого русского авангарда. Работы Эдуарда Штейнберга заняли центральную стену. Одна из представленных работ была создана десятью годами раньше – к 100-летию со дня рождения создателя «Черного квадрата». По инициативе художника в мастерской Ильи Кабакова день рождения Малевича праздновали уже в 1978 году. В рамках выставки так же прозвучало письмо Штейнберга к Малевичу.
Перестройка хорошо сказывается на выставочной деятельности Штейнберга. В ноябре 1987 года в двух залах объединения «Эритаж» показывают работы двух периодов творчества художника – так называемых «светлого» и «темного». В 1988 году Штейнберг впервые отправляется за границу на свою персональную выставку в галерею Клод Бернар в Париже. В марте 1989 года Культурный центр Москвы, располагающийся по адресу Пушкинские линии, 1, представил серию из семнадцати живописных полотен, объединенных названием «Деревенский цикл».
Фрагмент экспозиции выставки в Галерее "Клод Бернар". Париж, 1988.
В 1992 году Государственная Третьяковская галерея организовала масштабную выставку работ Штейнберга. Здесь же в 2004 году будут показаны более 120 произведений автора из частных коллекций, собрания художника и галереи Клода Бернара.
Эдуард Штейнберг на своей персональной выставке в Государственной Третьяковской Галерее. Москва, 2004. Фото Федор Савинцев / ТАСС
В 2017 году Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре показали ретроспективную выставку к 80-летию со дня рождения Эдуарда Штейнберга, включив в проект ранее не экспонировавшиеся рисунки, коллажи, акварели и гуаши, которые преимущественно хранились у семьи автора.
Выставка в ММОМА стала уже посмертной. Эдуард Штейнберг скончался в 2012 году в Париже, но, по собственному завещанию, похоронен был в родных местах – в Тарусе.
Вид экспозиции выставки Эдуарда Штейнберга «Если в колодце живет вода». ММОМА. Фото: ММОМА
Штейнберг-старший – выпускник Вхутемаса – старается дать сыновьям всестороннее образование, что позволяет Эдуарду рано познакомиться с первым авангардом.
Эдуард Штейнберг в Тарусе, 1954
Таруса – прибежище многих художников и поэтов. Здесь, например, прошло детство Марины Цветаевой. Василий Поленов провел здесь долгие года, а его усадьба, как в прочем и дом Цветаевой, стала музеем. Вернувшись из лагерей, в Тарусе жили Надежда Мандельштам и Ариадна, дочь Марины Цветаевой. Именно Таруса в период «оттепели» стала центром притяжения молодых художников, притягивая аурой чудом уцелевшей культуры прошлого. Юность Эдуарда и его брата Боруха проходит за поэтическими чтениями, сопровождающими оживленные чаепития. В это время в Тарусе живет Борис Свешников, который провел восемь лет в лагерях вместе с Аркадием Акимовичем.
Борис Свешников. Портрет А.А. Штейнберга, 1954-1957. Частное собрание.
Именно здесь, в Тарусе, Эдуард Штейнберг начнет рисовать под чутким руководством своего отца. По его совету юноша будет копировать работы Калло и Рембранта. Помимо прочего, Эдуард часто работает на пленере – город и река в пейзажах Штейнберга видятся «в зеркале вангоговской экспрессии», так как настольной книгой юноши в это время будут «Письма» Ван Гога.
Летом 1959 года Эдуард знакомиться с тремя студентами художественного факультета ВГИКА – Валентином Воробьевым, Владимиром Каневским и Игорем Вулохом. Молодых художников завораживает атмосфера дома Штейнбергов – абсолютная свобода мысли и совершенно равнодушное отношение к деньгам. К слову, через год всех троих отчислят, а через два года, в 1961, в городском клубе Тарусы пройдет одна из первых независимых выставок. Несколько работ с этой выставки потом попадут на молодежную выставку в московском Парке культуры, где в 1957 пройдет легендарный VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, благодаря которому молодые советские художники увидели работы американских экспрессионистов и французских ташистов.
Первая работа маслом, написанная Эдуардом Штейнбергом в Тарусе, 1956
В 1962 году Эдуард Штейнберг переезжает в Москву. Молодой художник занимает комнату на улице Карла Маркса (сегодня, улица Басманная), в дом, где он вместе с матерью и братом жили во время ареста отца. Эта комната в дальнейшем станет одним из пристанищ молодого поколения московских «неофициальных» художников.
По доносу соседки, Штейнберга дважды привлекают к суду за «тунеядство». В 1962 работы художника участвуют в легендарной выставке к 30-летию Московского союза художников, которая была запрещена Никитой Хрущевым.
В Москве Штейнберг часто меняет место работы, когда, наконец, устраивается ночным сторожем в Суриковский институт – здесь он «собирает» старые подрамники и использованные холсты, которые отмачивает и пускает в работу.
Натюрморт с раковиной, 1966. холст, масло. 54,5x79,5 см. Коллекция Музея АРТ4
В 1964 году в Москву переезжают родители художника и Штейнбергу приходится искать новое пристанище для занятий живописью. После некоторых махинаций, ему удается получить шестиметровую комнату, где начинают бывать «старожилы» советского неофициального искусства – Владимир Вейсберг, Оскар Рабин, Юло Соостер и другие.
В своих работах этого времени художник отказывается от экспрессивной драматически насыщенной живописи, к которой тяготел в Тарусе, и переходит к созданию полуабстрактных пейзажей и натюрмортов, в которых пока что присутствует фигуративность. Эти работы легко вписать в так называемую «метафизическую» живопись, о которой принято говорить в контексте работ Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского или Владимира Вейсберга, уже упомянутого выше.
Натюрморт с птицей, головой и ракушкой, 1968. оргалит, масло. 110,3х124,5 см. Коллекция Музея АРТ4
В 1960х чешский искусствовед Индрих Халупецки назовет сообщество друзей-художников, куда входил Эдуард Штейнберг, группой «Сретенского бульвара». Этот небольшой круг неофициальных художников не был объединен работой с единым стилем, а скорее определял себя как людей, которым интересно вместе. Вынужденная изоляция неофициальных художников сама породила необходимость в таких группах, где можно было показывать и обсуждать свои работы. В эту группу помимо Штейнберга входили Эрик Булатов, Олег Васильев, Эрнст Неизвестный, Виктор Пивоваров, Юло Соостер, Владимир Янкилевский и, конечно, Илья Кабаков. Именно в его мастерской на Сретенском бульваре чаще всего и собирались художники.
Эдуард Штейнберг, Виктор Пивоваров, Илья Кабаков в раме, подаренной друзьями. 1974. Фото Г. Андреева
С 1967 года Штейнберг сотрудничает с журналом «Знание – сила», где главный художник Юрий Нолев-Соболев привлекал своих друзей-нонконформистов к созданию иллюстраций. Главный вектор журнала – технократический – позволял художникам придерживаться некоторой сюрреалистической условности.
Обложки журнала «Знание — сила». 1968 год. Интернет-аукцион «Мешок»
В этом же году Штейнберг вступает в Горком графиков, что позволяет ему избежать новых арестов и обвинений в «тунеядстве». Горком получает подвал на Малой Грузинской и на целое десятилетие становится чуть ли не главной выставочной площадкой для художников-нонконформистов. В 1978 году здесь проходит совместная выставка Эдуарда Штейнберга и Владимира Янкилевского. Штейнберг представил около сорока живописных работ белого метагеометрического периода.
Монтаж выставки Владимира Янкилевского и Эдуара Штейнберга в Горкоме графиков. 1978, Москва. Фото И. Пальмина. © Russian Art Archive Network
Прощальный прием художников в квартире Георгия Костаки перед его эмиграцией из СССР. Эдуард Штейнберг на первом плане. Москва, 1977. Фото И.Пальмина. © Russian Art Archive Network
Штейнберг открывает для себя супрематизм Малевича, где фигуры-супремы становятся высшими формами идеального мира. Молодой художник рассматривает революционную концептуальную жестовую живопись, как нечто мистическое, не чуждое божественным началам. Формально, не фигуративные работы Штейнберга с геометрическими фигурами построены по тому же принципу, что и его ранние пейзажи. Но теперь место прежних предметов – птиц, камней, раковин – занимают супремы, будто заимствованные у Казимира Малевича. Не случайно сам художник называл себя «скромной тенью Малевича», а в 1981 году написал ему письмо, которое начинается словами «Мой дорогой К.C.».
Композиция (Посвящение Кабакову), 1975. холст, масло. холст, масло. 120х140 см. Коллекция Музея АРТ4
Уже на рубеже 1960-70х Штейнберг приходит к абсолютным беспредметным абстракциям, многие из которых содержат различные посвящения друзьям-художникам, русским философам, европейским и американским коллегам.
В конце 60х годов у Штейнберга открывается интерес к религиозной русской философии. Он сближается с Евгением Шифферсом. В 1973 году последний даже напишет статью «Идеографический язык Эдуарда Штейнберга».
В марте 1988 года в выставочном зале на «Каширке» открывается выставка, посвященная 110-летию со дня рождения Малевича. В проекте «Геометрия в искусстве» приняли участие сорок современных художников, развивающих в своем творчестве традиции первого русского авангарда. Работы Эдуарда Штейнберга заняли центральную стену. Одна из представленных работ была создана десятью годами раньше – к 100-летию со дня рождения создателя «Черного квадрата». По инициативе художника в мастерской Ильи Кабакова день рождения Малевича праздновали уже в 1978 году. В рамках выставки так же прозвучало письмо Штейнберга к Малевичу.
Перестройка хорошо сказывается на выставочной деятельности Штейнберга. В ноябре 1987 года в двух залах объединения «Эритаж» показывают работы двух периодов творчества художника – так называемых «светлого» и «темного». В 1988 году Штейнберг впервые отправляется за границу на свою персональную выставку в галерею Клод Бернар в Париже. В марте 1989 года Культурный центр Москвы, располагающийся по адресу Пушкинские линии, 1, представил серию из семнадцати живописных полотен, объединенных названием «Деревенский цикл».
Фрагмент экспозиции выставки в Галерее "Клод Бернар". Париж, 1988.
В 1992 году Государственная Третьяковская галерея организовала масштабную выставку работ Штейнберга. Здесь же в 2004 году будут показаны более 120 произведений автора из частных коллекций, собрания художника и галереи Клода Бернара.
Эдуард Штейнберг на своей персональной выставке в Государственной Третьяковской Галерее. Москва, 2004. Фото Федор Савинцев / ТАСС
В 2017 году Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре показали ретроспективную выставку к 80-летию со дня рождения Эдуарда Штейнберга, включив в проект ранее не экспонировавшиеся рисунки, коллажи, акварели и гуаши, которые преимущественно хранились у семьи автора.
Выставка в ММОМА стала уже посмертной. Эдуард Штейнберг скончался в 2012 году в Париже, но, по собственному завещанию, похоронен был в родных местах – в Тарусе.
Вид экспозиции выставки Эдуарда Штейнберга «Если в колодце живет вода». ММОМА. Фото: ММОМА
Штейнберг-старший – выпускник Вхутемаса – старается дать сыновьям всестороннее образование, что позволяет Эдуарду рано познакомиться с первым авангардом.
Эдуард Штейнберг в Тарусе, 1954
Таруса – прибежище многих художников и поэтов. Здесь, например, прошло детство Марины Цветаевой. Василий Поленов провел здесь долгие года, а его усадьба, как в прочем и дом Цветаевой, стала музеем. Вернувшись из лагерей, в Тарусе жили Надежда Мандельштам и Ариадна, дочь Марины Цветаевой. Именно Таруса в период «оттепели» стала центром притяжения молодых художников, притягивая аурой чудом уцелевшей культуры прошлого. Юность Эдуарда и его брата Боруха проходит за поэтическими чтениями, сопровождающими оживленные чаепития. В это время в Тарусе живет Борис Свешников, который провел восемь лет в лагерях вместе с Аркадием Акимовичем.
Борис Свешников. Портрет А.А. Штейнберга, 1954-1957. Частное собрание.
Именно здесь, в Тарусе, Эдуард Штейнберг начнет рисовать под чутким руководством своего отца. По его совету юноша будет копировать работы Калло и Рембранта. Помимо прочего, Эдуард часто работает на пленере – город и река в пейзажах Штейнберга видятся «в зеркале вангоговской экспрессии», так как настольной книгой юноши в это время будут «Письма» Ван Гога.
Летом 1959 года Эдуард знакомиться с тремя студентами художественного факультета ВГИКА – Валентином Воробьевым, Владимиром Каневским и Игорем Вулохом. Молодых художников завораживает атмосфера дома Штейнбергов – абсолютная свобода мысли и совершенно равнодушное отношение к деньгам. К слову, через год всех троих отчислят, а через два года, в 1961, в городском клубе Тарусы пройдет одна из первых независимых выставок. Несколько работ с этой выставки потом попадут на молодежную выставку в московском Парке культуры, где в 1957 пройдет легендарный VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, благодаря которому молодые советские художники увидели работы американских экспрессионистов и французских ташистов.
Первая работа маслом, написанная Эдуардом Штейнбергом в Тарусе, 1956
В 1962 году Эдуард Штейнберг переезжает в Москву. Молодой художник занимает комнату на улице Карла Маркса (сегодня, улица Басманная), в дом, где он вместе с матерью и братом жили во время ареста отца. Эта комната в дальнейшем станет одним из пристанищ молодого поколения московских «неофициальных» художников.
По доносу соседки, Штейнберга дважды привлекают к суду за «тунеядство». В 1962 работы художника участвуют в легендарной выставке к 30-летию Московского союза художников, которая была запрещена Никитой Хрущевым.
В Москве Штейнберг часто меняет место работы, когда, наконец, устраивается ночным сторожем в Суриковский институт – здесь он «собирает» старые подрамники и использованные холсты, которые отмачивает и пускает в работу.
Натюрморт с раковиной, 1966. холст, масло. 54,5x79,5 см. Коллекция Музея АРТ4
В 1964 году в Москву переезжают родители художника и Штейнбергу приходится искать новое пристанище для занятий живописью. После некоторых махинаций, ему удается получить шестиметровую комнату, где начинают бывать «старожилы» советского неофициального искусства – Владимир Вейсберг, Оскар Рабин, Юло Соостер и другие.
В своих работах этого времени художник отказывается от экспрессивной драматически насыщенной живописи, к которой тяготел в Тарусе, и переходит к созданию полуабстрактных пейзажей и натюрмортов, в которых пока что присутствует фигуративность. Эти работы легко вписать в так называемую «метафизическую» живопись, о которой принято говорить в контексте работ Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского или Владимира Вейсберга, уже упомянутого выше.
Натюрморт с птицей, головой и ракушкой, 1968. оргалит, масло. 110,3х124,5 см. Коллекция Музея АРТ4
В 1960х чешский искусствовед Индрих Халупецки назовет сообщество друзей-художников, куда входил Эдуард Штейнберг, группой «Сретенского бульвара». Этот небольшой круг неофициальных художников не был объединен работой с единым стилем, а скорее определял себя как людей, которым интересно вместе. Вынужденная изоляция неофициальных художников сама породила необходимость в таких группах, где можно было показывать и обсуждать свои работы. В эту группу помимо Штейнберга входили Эрик Булатов, Олег Васильев, Эрнст Неизвестный, Виктор Пивоваров, Юло Соостер, Владимир Янкилевский и, конечно, Илья Кабаков. Именно в его мастерской на Сретенском бульваре чаще всего и собирались художники.
Эдуард Штейнберг, Виктор Пивоваров, Илья Кабаков в раме, подаренной друзьями. 1974. Фото Г. Андреева
С 1967 года Штейнберг сотрудничает с журналом «Знание – сила», где главный художник Юрий Нолев-Соболев привлекал своих друзей-нонконформистов к созданию иллюстраций. Главный вектор журнала – технократический – позволял художникам придерживаться некоторой сюрреалистической условности.
Обложки журнала «Знание — сила». 1968 год. Интернет-аукцион «Мешок»
В этом же году Штейнберг вступает в Горком графиков, что позволяет ему избежать новых арестов и обвинений в «тунеядстве». Горком получает подвал на Малой Грузинской и на целое десятилетие становится чуть ли не главной выставочной площадкой для художников-нонконформистов. В 1978 году здесь проходит совместная выставка Эдуарда Штейнберга и Владимира Янкилевского. Штейнберг представил около сорока живописных работ белого метагеометрического периода.
Монтаж выставки Владимира Янкилевского и Эдуара Штейнберга в Горкоме графиков. 1978, Москва. Фото И. Пальмина. © Russian Art Archive Network
Прощальный прием художников в квартире Георгия Костаки перед его эмиграцией из СССР. Эдуард Штейнберг на первом плане. Москва, 1977. Фото И.Пальмина. © Russian Art Archive Network
Штейнберг открывает для себя супрематизм Малевича, где фигуры-супремы становятся высшими формами идеального мира. Молодой художник рассматривает революционную концептуальную жестовую живопись, как нечто мистическое, не чуждое божественным началам. Формально, не фигуративные работы Штейнберга с геометрическими фигурами построены по тому же принципу, что и его ранние пейзажи. Но теперь место прежних предметов – птиц, камней, раковин – занимают супремы, будто заимствованные у Казимира Малевича. Не случайно сам художник называл себя «скромной тенью Малевича», а в 1981 году написал ему письмо, которое начинается словами «Мой дорогой К.C.».
Композиция (Посвящение Кабакову), 1975. холст, масло. холст, масло. 120х140 см. Коллекция Музея АРТ4
Уже на рубеже 1960-70х Штейнберг приходит к абсолютным беспредметным абстракциям, многие из которых содержат различные посвящения друзьям-художникам, русским философам, европейским и американским коллегам.
В конце 60х годов у Штейнберга открывается интерес к религиозной русской философии. Он сближается с Евгением Шифферсом. В 1973 году последний даже напишет статью «Идеографический язык Эдуарда Штейнберга».
В марте 1988 года в выставочном зале на «Каширке» открывается выставка, посвященная 110-летию со дня рождения Малевича. В проекте «Геометрия в искусстве» приняли участие сорок современных художников, развивающих в своем творчестве традиции первого русского авангарда. Работы Эдуарда Штейнберга заняли центральную стену. Одна из представленных работ была создана десятью годами раньше – к 100-летию со дня рождения создателя «Черного квадрата». По инициативе художника в мастерской Ильи Кабакова день рождения Малевича праздновали уже в 1978 году. В рамках выставки так же прозвучало письмо Штейнберга к Малевичу.
Перестройка хорошо сказывается на выставочной деятельности Штейнберга. В ноябре 1987 года в двух залах объединения «Эритаж» показывают работы двух периодов творчества художника – так называемых «светлого» и «темного». В 1988 году Штейнберг впервые отправляется за границу на свою персональную выставку в галерею Клод Бернар в Париже. В марте 1989 года Культурный центр Москвы, располагающийся по адресу Пушкинские линии, 1, представил серию из семнадцати живописных полотен, объединенных названием «Деревенский цикл».
Фрагмент экспозиции выставки в Галерее "Клод Бернар". Париж, 1988.
В 1992 году Государственная Третьяковская галерея организовала масштабную выставку работ Штейнберга. Здесь же в 2004 году будут показаны более 120 произведений автора из частных коллекций, собрания художника и галереи Клода Бернара.
Эдуард Штейнберг на своей персональной выставке в Государственной Третьяковской Галерее. Москва, 2004. Фото Федор Савинцев / ТАСС
В 2017 году Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре показали ретроспективную выставку к 80-летию со дня рождения Эдуарда Штейнберга, включив в проект ранее не экспонировавшиеся рисунки, коллажи, акварели и гуаши, которые преимущественно хранились у семьи автора.
Выставка в ММОМА стала уже посмертной. Эдуард Штейнберг скончался в 2012 году в Париже, но, по собственному завещанию, похоронен был в родных местах – в Тарусе.
Вид экспозиции выставки Эдуарда Штейнберга «Если в колодце живет вода». ММОМА. Фото: ММОМА
Купить картину
Спасибо за ваш заказ!
В поле e-mail обязательно указывайте адрес без ошибок. На указанный адрес придет ключ активации купленного продукта.
Вы можете посмотреть лоты вживую на нашей аукционной выставке в рабочие часы Музея ART4.
МОСКВА, ХЛЫНОВСКИЙ ТУПИК, 4
ПН-ПТ, с 11:00 до 19:00
+7(499) 136 56 56