В ’79 году Михаил Гробман писал: «Прикрываясь именем плюрализма, сытая публика подрывает эстетические и моральные основы нашей цивилизации. <…> Реализм - их любимец, ибо реализм в искусстве есть торжество эгоизма, самолюбования, самонаслаждения. <...> Реализм <...> в своих объектах или художественных акциях апеллирует к прозаической логике домашних хозяек. <...> Рука об руку с бывшим изгоем, поп-артом, гиперреалисты услужливо подносят пресыщенному буржуа самые острые и пикантные отбросы в их максимально реалистическом отображении. <...> Как слепые щенки, тычутся художники в новые техники искусства, но ни перформанс, ни видео не могут быть сами по себе содержанием, как не может быть содержанием картины тот факт, что она нарисована акварелью или маслом. <...> Сюжет и иллюзорность, перспектива и психологизм, проза и наукообразность - это черви на теле художественного авангарда».
Вот так радикально и чётко, на первый взгляд в лучших традициях Лифшица. И далее о концептуализме, приверженцем которого ещё некоторое время до публикации этого текста Гробман являлся: «Так называемые концептуалисты <...> копают могилу высшему языку человечества, символике чистых Божественных визуальных форм. Борьба концептуалистов с формой есть один из симптомов тяжелой нравственной слепоты этого <...> мира».
Там же, в каталоге «Leviathan Group», он чётко обозначил собственный творческий метод, основанный на трёх пунктах – примитив, символ, буква. Там же определил и собственных «врагов» - историзм, психологизм, пафос; литературный сюжет, визуальная иллюзия; и, наконец, пренебрежение материалом. «Наше действие – работа с пространством и временем во всех видах материала, доступных зрению».
Насколько Гробман и его сотоварищи по группе «Левиафан», организатором которой он считается, все этим позициям соответствовали можно увидеть на сайте Гробмана в разделе «installations plus».
Ещё до эмиграции в Израиль в начале семидесятых, он начал собирать архив, посвящённый современному русскому и еврейскому искусству. В этом архиве можно найти всё, начиная с пригласов на выставки, переписки с виднейшими представителями отечественного контемпорари, до каталогов торгов западных аукционов.
С ’83 года Гробман живёт и работает в Израиле. Исходя из информации на официальном сайте художника можно сделать вывод, что выставочную деятельность он прекратил уже к началу 90х, хотя по-прежнему продолжает писать.
Алеся Подлесных