Художник

Гробман Михаил

В ’79 году Михаил Гробман писал: «Прикрываясь именем плюрализма, сытая публика подрывает эстетические и моральные основы нашей цивилизации. <…> Реализм - их любимец, ибо реализм в искусстве есть торжество эгоизма, самолюбования, самонаслаждения. <...> Реализм <...> в своих объектах или художественных акциях апеллирует к прозаической логике домашних хозяек. <...> Рука об руку с бывшим изгоем, поп-артом, гиперреалисты услужливо подносят пресыщенному буржуа самые острые и пикантные отбросы в их максимально реалистическом отображении. <...> Как слепые щенки, тычутся художники в новые техники искусства, но ни перформанс, ни видео не могут быть сами по себе содержанием, как не может быть содержанием картины тот факт, что она нарисована акварелью или маслом. <...> Сюжет и иллюзорность, перспектива и психологизм, проза и наукообразность - это черви на теле художественного авангарда».

Вот так радикально и чётко, на первый взгляд в лучших традициях Лифшица. И далее о концептуализме, приверженцем которого ещё некоторое время до публикации этого текста Гробман являлся: «Так называемые концептуалисты <...> копают могилу высшему языку человечества, символике чистых Божественных визуальных форм. Борьба концептуалистов с формой есть один из симптомов тяжелой нравственной слепоты этого <...> мира».

Там же, в каталоге «Leviathan Group», он чётко обозначил собственный творческий метод, основанный на трёх пунктах – примитив, символ, буква. Там же определил и собственных «врагов» - историзм, психологизм, пафос; литературный сюжет, визуальная иллюзия; и, наконец, пренебрежение материалом. «Наше действие – работа с пространством и временем во всех видах материала, доступных зрению».

Насколько Гробман и его сотоварищи по группе «Левиафан», организатором которой он считается, все этим позициям соответствовали можно увидеть на сайте Гробмана в разделе «installations plus».

Ещё до эмиграции в Израиль в начале семидесятых, он начал собирать архив, посвящённый современному русскому и еврейскому искусству. В этом архиве можно найти всё, начиная с пригласов на выставки, переписки с виднейшими представителями отечественного контемпорари, до каталогов торгов западных аукционов.

С ’83 года Гробман живёт и работает в Израиле. Исходя из информации на официальном сайте художника можно сделать вывод, что выставочную деятельность он прекратил уже к началу 90х, хотя по-прежнему продолжает писать.

Алеся Подлесных


http://www.grobman.info/ [ http://www.grobman.info/ ]

Графика
Без названия
Без названия , 1989
75x55
бумага,литография
Бабочка Яковлева
Бабочка Яковлева, 1989
56х76
бумага, литография
Генералисcимус
Генералисcимус, 1964
76х56
шелкография
Живопись
Афоризмы
Афоризмы, 1975
81х60,5
холст, акрил
Иудейский пейзаж
Иудейский пейзаж, 1974
81,5x62,5
холст, масло