Первые годы творчества
Дмитрий Плавинский родился в роковом для многих 1937 году. И сразу же испытал превратности судьбы. Ему было всего 8 месяцев, когда мать репрессировали, и ребенок, оставшийся один зимой в остывающей избе подмосковной деревни, не умер только благодаря случайному приезду отца. Свою мать Дмитрий Плавинский увидел спустя 11 лет, но родственные связи не возродились. Своей матерью Плавинский продолжал считать вторую женуотца, которая его воспитала.
Мальчик начал рисовать в 9—10 лет, в 12 поступил в городскую художественную школу: «Рисовал я много и увлеченно, — вспоминает Плавинский, — много копировал с Гнедича, жадно наблюдал, да и просто жил уличной жизнью. Копии выработали во мне несколько преждевременное мастерство, картинность и безумную любовь к великим мастерам всех времен и народов». В 1951—56 учился на театральном отделении Московского областного художественного училища «Памяти 1905 года» (руководитель В. А. Шестаков, в прошлом главный художник Театра им. Мейерхольда).
С конца 1950-х Плавинский входит в дружеские контакты с «Лианозовским содружеством», с Э. Штейнбергом и другими художниками-нонконформистами.
В начале 1960-х Дмитрий Плавинский, как и многие художники нон-конформисты в своем творчестве прошел период абстрактного экспрессионизма: «Открытие для себя гениальной поэзии Хлебникова, начало абстрактно-вещественного периода. Внимание к фактуре...».
Игорь Плавинский в мастерской. Фото Ю. Пальимин
Азия и фигуративный экспрессионизм
В конце 1950-х гг. Плавинский впервые посетил поразившую его Среднюю Азию. В дальнейшем неоднократные поездки по Средней Азии привели к созданию серии «Череп и Коран» и объекта «Азия. Город мертвых». Уже в середине 1960-х гг. Плавинский обратился к фигуративному экспрессионизму с сюрреалистической окраской. Темами и персонажами его картин стали как археологические обломки и разрушения – следы человеческой культуры, так и останки, скелеты, а также отпечатки архаических пресноводных типа черепах, всевозможных рыб, а также раковин, предстающие архетипическими знаками вечной Природы: «Творение мысли и рук человеческих рано или поздно поглощается вечной стихией природы: Атлантида — океаном, храмы Египта — песком пустыни, Кносский дворец и лабиринт — вулканической лавой, пирамиды ацтеков — лианами джунглей. Для меня наибольший интерес представляет не расцвет той или иной цивилизации, а ее гибель и момент зарождения следующей...».Эти темы на протяжение всего его творчества стали определяющими для Плавинского. Из различных фактур и напластований художник создает древний «археологический» мир, который прорывается в современность через загадочные отпечатки.
В 1962 году впервые развивается тема Времени, где линии судьбы разновременных культур человечества, переплетаясь друг с другом, дают хиромантический оттиск Единого времени».
В 1965 году была написана картина «Целакант» — драматический образ древнейшей рыбы, в муках рождающей человека. В середине60-х гг. источником для работ Плавинского становится древнерусское искусство. В своих картинах на религиозные темы художник вводит сложную вязь старо-славянских текстов.
Дмитрий Плавинский, «Целакант», 1965
Особое место в 60-е гг. в творчестве художника занимает графика и офорт. С 1969 года Плавинский жил и работал в деревне: «Передо мной проходит трагическая картина вымирания и невыносимой жизни русских крестьян. Этой теме я посвятил серию офортов, которую разрабатывал в течение 15 лет. Деревенскую тему я завершил картиной «Бегущая в во тьме («Собака»).Сложная архитектоническая конструкция «Крест» 1976 года суммирует идеи и поиски художника почти за 20 лет. В 1977 начался новый период в творчестве художника — по его словам, он резко перешел «от фактурных и полуобъемных работ к лаколессировочному пространству, поглощающему объект и его дематериализующему. Центром внимания становится не предмет, а пространство».
Последние годы
В 80-е годы определяется интерес Плавинского к музыкальным темам: «...С 1988 года я включаю в композиции ритмические построения нотного письма Баха, Моцарта Стравинского, а в Америке — работаю с нотописью американского композитора Джорджа Крамбо». Плавинский создает на своих полотнах музыкальные ритмические построения, с использованием нотного языка Баха, Моцарта, Бетховена, Стравинского. В этих построениях разнообразные изобразительные знаки окутываются многослойными лессировочными живописными фактурами, превращая пространство картины в симфонические музыкальные партитуры.
Дмитрий Плавинский, «Падения Нового Вавилона», 2004, из коллекции Музея АРТ4
С 1991 по 2004 гг. Плавинский жил и работал в Нью-Йорке. В 1992 он создает графическую работу «Манхэттен-Фиш», где представляет Манхэтен в виде гигантской рыбы.иСложные противоречивые впечатления от Нью-Йорка воплотились в инсталляции «Алтарь Нострадамуса» (семь 3-метровых вертикалей), замыкающей цикл работ с нот описью авангардного американского композитора Джорджа Крамба. Трагический взрыв зданий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года послужил поводом для создания цикла на тему «Апокалипсис».
В 2004 году художник возвращается в Москву.
Умер Дмитрий Плавинский в Москве в 2012 году.