Пятнадцать лет назад я все еще занимался живописью. Хотя сейчас это никому не интересно. Это довольно узкая и специфическая область, и не новая к тому же. Сейчас модны новые медиа, виджеинг, перформанс, видео… . Инсталляция - и то уже считается архаикой, хотя, конечно, дело не в этом. Понятно, что не важно как там тебя назовут, важно, наверное, отношение, способ рефлексии, позиция автора, наконец… . Видеть свои старые работы немного странно, потому что, это вроде бы ты, но какой-то другой, и эта дистанция создает новую оптику, иное понимание.
Интересно было бы знать мнение критиков, но вот Катя Деготь совсем недавно как-то вскользь обронила, что критик де - умер. Семь лет назад говорили, что умер автор, а вот теперь - критик. Грустно! А искусство? Пятнадцать лет назад такой страшной картины, такого «падежа» и представить себе было невозможно. Тогда, во время тотального карнавала и размышлять особо было некогда. Была бешеная энергетика и перспектива представлялась какой-то совсем запредельной.
Может это и есть самое ценное: когда живешь «здесь и сейчас». А сейчас совсем другое тысячелетие на дворе. Сегодня за неправильное искусство можно и срок схлопотать. Одно непонятно – почему же они все время стараются на старые грабли наступать. Однажды старого Мастера дзен спросили:
- Отчего в твои годы ты еще не осел где-нибудь?
- А где мое место? - спросил он, в свою очередь,
- Неужели ты в свои годы все еще не знаешь своего места?- настаивал собеседник - Пятнадцать лет я провел верхом на лошади, а теперь не могу удержаться на осле,- ответил Мастер.
Вот и я смотрю на свои старые работы и задаюсь тем же вопросом: Где мое место? Сейчас? Тогда? И критика опять же уже не спросишь. А если сравнить занятие живописью с верховой ездой, все равно как-то медленно получается, и сравнение не в пользу первого. Поэтому следующие пятнадцать лет ничего другого не остается, как краску мешать. Или может все-таки виджеинг попробовать?