Художник

Целков Олег

Олег Целков, 1934

Тема мутации живет в русской культуре уже несколько десятилетий. Впервые она возникла в середине 60-х годов – в искусстве Олега Целкова, в странных, обезличенных персонажах-манекенах, потерявших органичность человеческой плоти и напоминающих фантасмагорические пузыри. Их генетика восходила к знаменитым образам В.Шекспира трагедии «Макбет», где силы зла открывались как «пузыри Земли». Театр Шекспира естественно сближался с творчеством молодого театрального художника, ученика Николая Акимова, где гротеск рождался из непосредственной реальности. Мир тоталитаризма, мир страха и насилия пульсирует в образах Олега Целкова, соблазняя своими идеальными формами, раздуваясь и пузырясь.

Эти образы создают иконологию художника, проявляют его интересы к демоническому, к присутствию зла на российской территории. Их формы остаются практически всегда неизменными, тая в себе тревогу и внушая угрозу. Их генезис начинается в средневековых мистериях, в страстях Христовых и завершается в утопиях Е.Замятина и Дж.Оруэлла, в пластике Ф.Бэкона. Эволюционируя, их формы превращаются в маску, где голова отделяется от остального тела, обретая свою завершенную бессмысленность и абсурдность.

Виталий Пацюков


Живопись
Двое с топорами
Двое с топорами, 1996
190х235
холст, масло