Куратор: Ян Гинзбург
Если подумать критически, для современного состояния российского общества характерна синергия сакрального всемогущества и экзистенциальной беспомощности. Собаки-клоуны на ковре манифестируют персональный и коллективный герб, несущий невозможно высокие стандарты успеха, морали и этики, при этом ожидания от результата действий - своих, других людей, государства и общества в целом - остаются ничтожными. Персональная выставка Олега Фролова в музее ART4 задает озадачивающий и невозможный для полноценного ответа вопрос: как мы оказались в этой ситуации?
Художник в данный момент учится на гештальт-терапевта и обращается к методологии гештальт-терапии, рассматривая современную сферу «персонального» в российской действительности. В своих мультимедийных работах Фролов реагирует на набор популярных «паттернов» или «форм» мышления о себе или других людях.
Кинетические скульптуры из алюминиевых банок намекают на влияние эстетики общества потребления на формирование ощущения собственной никчемности. Коллажные работы, «Критерии выбора» и серия, остроумно названная «Разрезая барьеры», отмечают калейдоскопический характер подхода к самопрезентации и самообучению. Фрагментарный подход к выбору только удобных фактов и однострочных мотивационных цитат из целостных нарративов приводит к подтверждению устоявшихся идеологических установок. Тот, кто ищет знаки, всегда их найдет.
Отношения с и к другим людям и в целом концепции «другого» являются одной из центральных тем выставки. «Внутренний мир», представляющий собой портрет наизнанку, подчеркивает проблематичность уверенности в понимании того, что другой человек думает - что приводит к невозможности эмпатии и понимания бесконечности различных эстетических и семантических подходов к реальности. «Одиночество в толпе» становится последствием процесса восприятия социального окружения как толпы идиотов, а себя - как единственного воина истины и соответственно ультимативного судьи. Как и пре-коперниковский геоцентризм, это психологическое состояние ведет к искажению воображаемого размера мира, превращающегося в плоскость, стоящую на трех слонах и космической черепахе. Любой конфликт, соответственно, становится хроническим и фундаментально неразрешимым - политическая агония горизонтально охватывает все слои общества от верхушки государственной элиты до местного магазина. Характерная психологическая защита - уход от реальности выражается в сарказме и неостроумной иронии или псевдо-эмпатийной интеллектуальности.
Объединенные вместе, эти «формы» составляют «целое» - российский гештальт. Фролов, безусловно, не наивен в попытке поставить «диагноз» российскому обществу. Он предлагает субъективную рефлексию о формах подходов к персональной ответственности, которые определяют сложноосознаваемый и всегда незавершенный процесс индивидуализации. Спускаясь на уровень рефлексии конкретного человека, он ставит под вопрос прошлые, настоящие и будущие попытки найти тотальную и универсальную теорию общества и государства. Художник предлагает посмотреть на состояние индивида вместо экстернализации проблем. Возможно перед тем, как искать врагов и их пособников в обществе, сперва необходимо найти их при себе?
Денис Максимов
Вы можете посмотреть лоты вживую на нашей аукционной выставке в рабочие часы Музея ART4.
МОСКВА, ХЛЫНОВСКИЙ ТУПИК, 4
ПН-ПТ, с 11:00 до 19:00
+7(499) 136 56 56