Борис Турецкий

19.02.2016 - 25.02.2016

Графика классика российского нонконфомизма Бориса Турецкого, который одним из первых среди отечественных художников в 1950­х обратился к абстрактному искусству и стремился выявить в нем общие законы формотворчества. В экспозиции представлены произведения его первого нефигуративного периода конца 1950­х годов и работы цикла «Застолья» 1960­х ­-1970­х.

Первый нефигуративный период — это монохромные абстракции из простейших геометрических фигур, в которых автор исследовал художественный язык и разрабатывал проблемы ритмического построения, структуры и пространства. Также в это время Борис Турецкий создавал монохромные закрашенные гуашью листы бумаги: автор наносил однотонные слои краски слой за слоем, чтобы они создавали на листе рельефную поверхность. Созданное таким образом произведение переставало быть двумерным и обретало вещественность.

В автобиографии, написанной от 3го лица, художник так описывает свое творчество: «Борис Турецкий ощущает в жизни человека, прежде всего, ее отрицательную сторону. В его вещах возвеличивается грусть, тяжесть, можно сказать, возвеличивается угнетенность. Это монументальное выражение узости, ограниченности, придавленности...». Так, несовершенный мир, о котором говрит автор, распадается до абстракции в серии «Застолья», куда вошло около 1000 листов, которые объединялись в циклы по 10­30 работ. Каждый цикл начинался с фигуративного изображения комнаты со столом в центре и вокруг него. Постепенно из листа в лист происходит разложение этого сюжета на составные части: фрагменты теряют свою предметную изобразительность, превращаясь в геометрические фигуры, которые листа к листу дробятся и заштриховываются.

Представленные на выставке монохромные натюрморты, также созданные Борисом Турецким в 1960­е годы, составляют наиболее трагическую серию художника, возможно, отражающую его болезнь. Эти произведения становятся способом изображения борьбы света и тьмы: белое в них постепенно исчезает под яростными штриховками, сплошь заполняющими пространство листа до полной черноты. 


Секретарша, 1968
95 000 €
картон, масло
Натюрморт с бокалом и ножом, 1970е
5 000 €
бумага, акварель
Ритмические построения, 1959
12 000 €
бумага, гуашь
Ритмическое построение , 1959
8 000 €
бумага, гуашь
Ритмическое построение, 1959
10 000 €
бумага, гуашь
Из серии "Застолье", 1960-70
1 200 €
бумага, тушь
Из серии "Застолье", 1960-70
1 200 €
бумага, тушь
Из серии "Застолье", 1960-70
1200 €
бумага, тушь
Из серии "Застолья", 1960-70
1200 €
бумага, тушь
Без названия, 1960e
3 000 €
бумага, тушь
Виды выставки