Введение
Лидия Мастеркова
(1927 — 2008)
В московском андеграундном искусстве 1960-х годов Лидия Мастеркова занимала заметное место. В этот период Мастеркова состояла в «Лианозовское содружестве». Переломным моментом в становлении Лидии Мастерковой как художника стало знакомство с абстрактным искусством на 6 Всемирном фестивале молодежи, проходившем в Москве летом 1957 года. По воспоминаниям Владимира Немухина, они были просто потрясены. Вернувшись домой с выставки, Мастеркова тут же сделала свою первую абстрактную работу. В конце 50-х годов Мастеркова разрабатывает собственный стиль в манере абстрактного экспрессионизма. В числе первых в среде московского «андеграунда» Мастеркова начинает последовательно работать с чистой абстракцией.
Работа Лидии Мастерковой после «Бульдозерной выставки». 1974
Лидия Мастеркова рано начала участвовать в художественных выставках. Ее первая персональная выставка состоялась в 1961 году в доме искусствоведа И. Цирлина. До 1975 года она была участницей всех нонконформистских выставок.
Эмиграция
В 1975 году Лидия Мастеркова эмигрировала вместе с сыном во Францию. Все старые друзья по Лианозовскому содружеству, за исключением Оскара Рабина, остались в Москве. Вживалась Мастеркова в новую обстановку с большим трудом. Поначалу все складывалось удачно. Дина Верни организовала персональную выставку. Позже были организованны еще пару выставок, но продаж за выставками не последовало. Мастеркова решает покинуть Париж. Она покупает старинный крестьянский дом 19 века в деревне Сент–Лоран в 300 км от Парижа и переезжает туда на постоянное жительство.
Встреча
Когда я была в Париже, добраться до Мастерковой мне не удалось. Потому я очень обрадовалась, когда моей дочери Маше все-таки случилось посетить Лидию Мастеркову «в деревенском изгнании». По рассказам Маши это поездка превратилась в целое приключение. Во-первых, в Париже никто не знал точного адреса художницы. У Оскара Рабина удалось разыскать телефон, по которому очень давно Лидия ему звонила. Но Рабин сразу предупредил, что общаться Мастеркова ни с кем не желает. К счастью, телефон оказался действующим. Но когда Маша с трудом дозвонилась до Мастерковой и попросила разрешения приехать, чтобы подтвердить подлинность картины, которая когда-то была куплена московским коллекционером, то она сразу получила отказ. Но не возвращаться же в Москву не солоно хлебавши. И Маша решает на свой риск ехать к Мастерковой в ее деревенскую глушь. Друзья помогли найти шофера, из русских эмигрантов, который согласился ехать «на деревню к дедушке», то есть к бабушке. По почтовому индексу, который разыскали на старом письме к Рабину, определили примерное нахождение деревни и отправились в путь. Так как дело происходило на Пасху, Маша перед отъездом зашла в Париже в русский магазин и купила кулич, крашенные яйца и бутылку клюквенной настойки. Нарядившись в белое платье, она отправилась не понятно куда. Из всего пути Маша запомнила только Реймс, который находился примерно на полдороги от Парижа до деревни. Да и то только потому, что с детства изучала Реймский собор в Клубе юных искусствоведов в ГМИИ им. Пушкина.
До деревни добрались какими-то окольными путями. Дом Мастерковой находился рядом с церковью. Это был двухэтажный добротный каменный дом 19 века. Увидев сияющую Машу в белом платье с подарками на пороге своего дома, Мастеркова расчувствовалась и сказала, что неожиданно к ней прилетел ангел. Лидия и Маша быстро нашли общий язык, но от увиденного Маша по-началу была в шоке. Все в доме находилось в жутком запустении. В это время Лидии Мастерковой было уже около 80 лет. Жила она с сыном и огромным количеством кошек. Кошки были на первый взгляд не очень-то ухоженные. Как только Лидия с Машей поднялись на второй этаж, где располагалась мастерская, многочисленные блохи радостно запрыгали по красивым Машиным ногам. Мастерская располагалась в той же комнате, в которой и жила Мастеркова. Она была заставлена сплошь большими работами. Это были циклы и серии коллажей, представляющие собой геометрические абстракции, главными элементами которых были круг, квадрат и крест. Сама техника была весьма многодельной. Геометрические фигуры вырезались из тонкой фанеры или картона и наклеивались на основу. В колорите преобладали белый, черный, синий, зеленый и красные цвета.
Французская Мастеркова совершенно не походила своими холодными геометрически отточенными работами на яркие экспрессивные картины московского периода.
Жизнь Мастерковой в Сен-Лоране была трудной во всех отношениях. Каждый день выполняла определенный рабочий план. Ни дня простоя. Сын по хозяйству мало помогал. И Мастеркова работала и в саду, и в доме, и в мастерской. С деревенскими людьми отношения не сложились. Особенно раздражала ее молодежь своей разнузданностью, которая по вечерам собиралась у деревенского фонтана. Дружила Мастеркова только с местным кюре. Главным смыслом ее жизни было писать картины. Но они почти не продавались. И существовать было очень тяжело. Маша уехала из Сен-Лорана под сильным впечатлением от личности Лидии Мастерковой, которая потрясла ее своей энергетикой. И до самой смерти Лидии Мастерковой она поддерживала с ней связь по телефону.
Текст Ларисы Кашук