museum art4

Точка невозврата

25.08.2016 - 27.09.2016

Прошло двадцать пять  лет со дня путча августа 1991 года, навсегда изменившего историю России, перекроившего границы, судьбы, социальные слои,  само сознание соотечественников.
Захотелось оглянуться в те дни, посмотреть какими мы вошли в новую эпоху.  С чем, с каким багажом мыслей, чувств и образов, русские художники встретили этот восход новой эпохи? В какой точке  свое развития застал русское искусство август  1991 года?
Мы решили восстановить хронологию событий, слившихся в бурный поток 90-х.
И ответ на этот очень простой вопрос оказался неожиданным и неочевидным даже для нас.
Оказалось, что потрясения августа 1991 года и последующих событий,  были предвосхищены в произведениях молодых художников Питера и Москвы. И все значимые течения, направления и мастера  уже сформировались и прозвучали. Дальнейшие десятилетия развивались те культурные тенденции, которые были манифестированы в искусстве второй половины 80-х – начала 90-х годов.
К 1991 году уже сформировались как художники Эрик Булатов, Гриша Брускин, Константин Звездочетов, Эдуард Гороховский, Семен Файбисович, Валерий Кошляков, Павел Пепперштейн
Девять лет как Тимуром Новиковым уже создана группа «Новые художники». В группу в разные годы входили мастера, определившие лицо русского искусства последующих десятилетий –Тимур Новиков, Георгий Гурьянов,  Евгений  Козлов, Иван Сотников, Олег Котельников, Инал Савченков, Сергей Бугаев,  Андрей Медведев, Олег Маслов, Вадим Овчинников, Евгений Юфит.
Уже несколько лет гремел питерский рок-клуб. А песни группы «Кино»  и «Аквариума» знал наизусть любой приличный человек моложе тридцати лет.
Фильм «Асса» был снят Сергеем Соловьевым в 1987 году, став памятником русскому року.
В Москве безбашенно и беззаботно устраивает свои  первые перформансы Андрей Бартенев.
«Митьки» из группы молодых художников, сформировавшихся вокруг Дмитрия Шагина,  Владимира Шинкарева, Александра Флоренского, к 1990 году превращаются в массовую городскую субкультуру.
Начинаешь вспоминать и понимаешь, что всё и все уже были.
Новые исторические реалии сделали искусство ближе к зрителю, зритель узнал, что это искусство есть, и оно доступно, его можно даже купить.
Однако Солнце русской культурной революции взошло не в августе 1991 года, а лет на десять раньше. И по крайней мере последние лет тридцать  мы греемся в его лучах.

Экспозиция